Камни по знакам зодиака

Эволюция российской семьи. История формирования семьи Что такое семья в истории

Что такое семья? Как она возникает? Семейный кодекс России дает ей определение как союзу двух лиц. Возникновение семьи при этом возможно только при гармонии взаимоотношений и любви.

Что такое семья, как она возникает? В народе принято говорить, что это первоначальная ячейка, из большого количества которых и складывается любое государство. Возникновению ее предшествует взаимная симпатия двух людей друг к другу. В классическом представлении семьей называют союз женщины и мужчины.

История появления

Учеными было дано объяснение тому, каким образом в далекой древности появилась семья. Они считают, что ее создали добытчики-мужчины со своими верными спутницами. История возникновения семьи началась на определенном этапе развития общества. Это был момент, когда у представительниц слабого пола произошла смена приоритетов. Пещерные красавицы перестали обращать внимание на брутальных альфа-самцов. На их месте женщины предпочитали видеть мужчин-добытчиков, которым и хранили верность всю свою жизнь. Красавицы поняли, что отношения с тем, кто способен обеспечить пропитанием не только себя, но и свою избранницу, гораздо комфортнее.

Альфа-самец в этот момент истории стал просто невыгоден с практической стороны. Такой мужчина завоевывает женщину только на одну ночь. При этом он не старается обеспечить ее дальнейшее комфортное существование, а отдает свои силы на борьбу с другими самцами за получение места в иерархии или в сердце очередной дамы. Хорошие добытчики по многим параметрам могли уступать брутальным мужчинам в наглости, силе, а также в умении подавлять своей волей. Однако в то время, когда альфа-самцы дрались за очередную даму сердца, они осыпали свою избранницу дарами. Женщины быстро сообразили, какой мужчина украсит и облегчит их жизнь. Самки начали выбирать добытчиков. Они хранили им верность, поскольку комфортная жизнь с заботливым самцом женщин вполне устраивала. Таким образом, подарки и цветы - это обычай, пришедший к нам с древнейших времен.

С течением времени была утеряна актуальность такого критерия превосходства, как «самый сильный». В отношениях самцов стало меньше конфликтности и остроты. Люди разбились на семейные ячейки, которые были весьма устойчивы. Результатом их возникновения стало образование общин.

Определение понятия

Что такое семья? Как она возникает? Каковы ее основные признаки? Слово «семья» в широком смысле подразумевает определенную группу людей, у которых имеется общий предок.

В социологии существует большое количество определений, которые даются слову «семья». Базовую ячейку общества характеризуют как исторически конкретную систему между родителями и детьми, а также супругами, внутренними связями которой являются родственные и брачные отношения. Семью считают устойчивым объединением, представители которого не только находятся между собой в родственных отношениях, но и связаны взаимной ответственностью, общностью быта.

Основа

Что такое семья, как она возникает? Первоначальной основой отношений, которые существуют в базовой ячейке общества, является брак. Он обеспечивает установление супружеских обязанностей и прав.

Система отношений

Сама суть семьи намного многограннее, чем брачные отношения. объединены не только супруги. В состав семьи входят также дети и другие близкие люди. Таким образом, в базовой ячейке общества складываются триединые отношения. Они основаны на цепочке «супружество-родительство-родство». Таковым является основной которых в России насчитывается порядка шестидесяти-семидесяти процентов. Оставшаяся часть приходится на молодоженов, которые пока не завели малышей, и бездетных супругов.

Совместное проживание мужчины и женщины в строгом смысле не сводится только к супружеству или сожительству. Развитие семьи подразумевает собой создание определенной системы связей, а также взаимоотношений между ее членами, призванными выполнять определенные функции.

Состав

Понятие, заключенное в термине «семья», обладает социальным характером. Именно поэтому в правовых актах установлен круг лиц, которые образуют ее состав. Однако в различных сферах законодательства понятие различно. Все зависит от того содержания, которое вкладывается в это определение. Так, различен круг членов семьи в трудовой, гражданской, семейной отрасли права и т. д.

По своей сути, базовая ячейка общества является системой отношений, связывающих между собой жену и мужа, детей и родителей, которые на основе единого бюджета ведут общее хозяйство. При этом семья основывается на кровном родстве или браке и имеет определенную исторически организацию.

Как возникает семья? Вовсе не после появления соответствующего штампа в паспорте. предшествует процесс построения отношений любви, поддержки и взаимопонимания. Вся жизнь этой малой социальной группы характеризуется происходящими в ней духовными и материальными процессами. В семье человек рождается, через нее происходит смена поколений.

Функции

От эпохи к эпохе, от общества к обществу роль семьи варьировалась. Помимо всего прочего, культурными нормами предписываются и определенные понятия. В их перечне количество супругов, которые могут быть у одного человека, и правила, по которым выбираются брачные партнеры, обязанности и права родственников, а также роль, отводимая главе семейства.

Учеными были выделены разнообразные из них следующие:

Хозяйственно-бытовая и экономическая;
- репродуктивная;
- воспитательная;
- первичной социализации;
- психотерапевтическая и рекреационная.

Характеристика основных функций

Репродуктивная роль семьи обуславливается необходимостью продолжения человеческого рода. Сегодня, к сожалению, демографическая ситуация в нашей стране такова, что уровень смертности превышает рождаемость. Дети в семье являются не только продолжателями рода, но и членами общества, будущими тружениками и деятелями, защитниками родины и частичками прогресса. Именно поэтому одной из важнейших задач, которые ставит перед собой государство, является восстановление репродуктивной роли малой социальной группы людей.

Так сложилось исторически, что семья является главной хозяйственной ячейкой любого общества. Ее экономическая функция представляет собой накопление богатства, предназначенного для ее членов.

Роль первичной социализации семьи заключена в формировании личности ребенка. Люди, связанные между собой кровными узами, обладают тесными социальными и естественно-биологическими связями. Это влияет на особенности формирования психики на ранних этапах развития ребенка.

Немаловажна и Она играет важнейшую роль в первичной формировании его личности. К решающим факторам всего социально-педагогического процесса относят микроклимат в семье.

Находясь среди близких людей, человек должен ощущать себя комфортно. Семья должна быть нишей, где, несмотря на успехи, финансовое положение и внешность, каждый хотел бы чувствовать защиту и взаимопонимание. В этом заключается психотерапевтическая и

Введение

Социология семьи занимает одно из первых мест в исследовании социальной жизни. Изучение проблем брака и семьи - наиболее развитая отрасль социологического знания. Институт семьи всегда являлся одной из главных вопросов, которые изучает социология, так как институт семьи в социологии играет в истории человечества ведущую роль.

Как нам известно - семья это ячейка общества, малая социальная группа. Через семью сменяется поколение и продолжается род. Именно семье принадлежит исключительная роль в воспроизводстве населения, воспитании подрастающего поколения, передачи опыта, набравшегося предыдущими поколениями. Взаимодействуя со всеми сферами общественной жизнедеятельности (экономика, политика, право, духовная культура), семья изменяется и развивается, прежде всего, под влиянием общественно-экономического процесса. В то же время ее развитие обладает относительной самостоятельностью.

Характер такого сложного социального явления, как семья определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно-экономическими, историческими, национальными и другими условиями. Семья развивается и трансформируется вместе с обществом, оставаясь при этом его постоянным элементом. В настоящее время изменения социокультурной среды резко усугубляют противоречия между семейными и внесемейными отношениями, происходит разрушение основ традиционной семьи. В современной России появляются новые формы семейно-брачных отношений, которые отвечают новым социальным, политическим и экономическим потребностям российского трансформирующегося общества. Это, собственно, и является актуальностью данной работы.

Цель работы: изучение семьи и брака, как общественных институтов.

рассмотреть историю семьи и ее эволюцию в традиционном обществе.

рассмотреть сущность понятий института семьи и брака, в том числе типы брака и функции семьи.

1. История возникновения институтов семьи

Семья - одно из старейших социальных образований в истории человечества. С неолитической революцией связан переворот, произошедший во всех сферах человечества (7-3 тыс. до н. э.), переход от охоты и рыболовства к собирательству, земледелию, металлургии, металлообработке.

Социальная организация в обществах характеризовалась семейной общиной (малой локальной группой, кланом). Базой семейной общины являлись родственные отношения, объединяющие, как правило, несколько поколений. Эту организацию определяют как родовой строй. В таком обществе существовала строго фиксированная система половозрастного разделения труда, распределения пищи, брачно-семейных отношений. Брачно-семейные отношения простирались от моногамных до гаремных форм семей.

Неолитическая революция приводит первобытное общество к финальному рубежу - социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства, права. Поселения общинников превращаются из родовой общины в соседскую общину. При этом, семья, как социальный институт, сохраняется, хотя ее сущность видоизменяется по мере постепенного перерастания первобытного общества из раннеклассового государства в рабовладельческое и феодальное. Если раньше начала были направлены на гармонию человека и природы, на его воспроизводство, как биологического вида, то теперь настал «демографический взрыв», необходимы для существования и расцвета цивилизации. На смену практики выборности и сменяемости вождей приходит практика присвоения должностей и передаче их по наследству своим потомкам. Происходит узурпация государственной власти наиболее сильным экономическим классом и превращение его в политический господствующий класс. В обществе в целом и в семье отношения между мужчинами и женщинами стали строиться по формуле «власть - подчинение». Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почётного положения, закабалена и превращена в рабу его желаний, в простое «орудие деторождения». В дальнейшем под влиянием многих факторов в структуре семьи и в формах ее функционирования появился целый ряд различий господства мужа над женой, характерный и для некоторых цивилизаций на сегодняшний день.

В 19-20 вв. выяснилось, что в истории человечества были общества, где мужчина и женщина были равны, но при этом полностью игнорировалась возможность существования обществ, построенных не по модели господства, а по модели партнёрства.

В 60-е года 20 века стала формироваться новая теория культурной революции. По этой теории: первоначальным направлением культурного развития на Земле было обретение партнёрства, но после периода хаоса направление культурной эволюции человечества было повернуто вспять. Поклонение животворящим и питающим силам вселенной было прервано, люди стали поклоняться «убийственной силе клинка», более всего способной установить или навязать отношения господства.

Проблема семьи, как социального института стала интересовать общественное мнение развитых стран лишь на рубеже 19-20 вв. Толчок в этом направлении дала Французская революция, провозгласив свободу собственности среди всех прав и свобод человека, декларация прав человека и гражданина, а вслед за ней Гражданский кодекс Наполеона. Семейное имущество теперь было сосредоточено в руках главы семьи, которым был объявлен муж. Теперь он решал: работать ли жене по найму, становился собственником заработанных ею денег и распределял их.

Английское общее право рассматривало брак, как особый вид контракта, где права и обязанности сторон определялись не ими самими, а закреплялись государством. В основу были положены идеологические стереотипы о половых ролях, выполняемые мужем и женой в браке. В результате в США была взята на вооружение колонистская концепция семейного права, по которой муж и жена - некоторое правовое единство. Так как муж нес ответственность за жену, он мог ее и наказывать, корректировать ее действия. Муж оплачивал долги жены до брака и содержал ее. Иными словами женщина, все равно, оказывалась зависимой от мужчины и создавалась видимость ее недееспособности.

В царской России семейное право складывалось под воздействием «Домостроя». Согласно ему выдвигалось требование: «жена да убоится мужа своего». Мужья имели право подвергать наказанию непослушных жен. Революция освободила граждан России от национального гнета, сословного неравенства. Ликвидировала она и институты главы семьи. В 1917 году были изданы: Декрет о гражданском браке, о детях, о ведении книг и о расторжении брака. Произошла отмена законов, ставивших женщину в неравноправное положение с мужчиной, в семье, в отношении детей, в правах на имущество, при разводе, при выборе места жительства.

К началу 20 века принимаются законы, уберегавшие имущество жены и дающие право женщинам самим распоряжаться своими доходами, нести по ним ответственность, быть наравне с мужем попечителем своих детей, а также иметь по отношению к ним равную с мужем власть, права и ответственность.

В 20 веке в США и в других странах общего права брак стал рассматриваться, как контракт равноправных граждан. За мужем закреплялась обязанность добывать средства, за женой - ведение домашнего хозяйства и уход за детьми. Количество работающих по найму женщин увеличивалось, и обязанность мужа содержать семью стала трансформироваться в общественном сознании в признание за ним роли основного кормильца семьи. В 20 вв. на севере Европы стали появляться семьи с работающими весь рабочий день кормильцами (мужем и женой) и с детьми, которые ходили в детские учреждения. Однако при всех условиях такого рода трансформации ущемлялись интересы женщин, так как, работая наёмно, женщина должна была дома выполнять объём работ, не очень отличающийся от объёма, который выполнял её муж на работе.

В целом после 2-ой Мировой войны структура семьи перетерпела весьма существенные изменения. Появились семьи, в которых люди жили и без регистрации брака, в Скандинавских странах законодательно стали признаваться однополые супружеские союзы, в Алжире и Египте царит моногамия. В Юго-Восточной Азии личные права мужчин и женщин (семейные проблемы) отнесены к компетенции религиозных общин, что противоречит большинству конституций стран этого региона. Аналогичная ситуация возникла и в Африке.

Раньше думали, что семьи развивающегося мира будут приближаться к западному образцу, а получилось, что в развитых странах эволюция семьи сближалась с нормами развивающихся стран. Например, отсрочка браков при широком распространении сожительства (до или вместо законного брака), высокие показатели нестабильности браков, а также социальная легализованность нестабильных отношений между мужчиной и женщиной - краткосрочных браков. Изложенные выше процессы поставили мировое сообщество перед необходимостью выработки приемлемой с международно-правовой точки зрения и отражающей национальные интересы и ценности семейной политики. В наиболее общем плане есть основания считать, что такая семейная политика должна носить многоцелевой характер, то есть быть рассчитанной одновременно и на укрепление семейных ценностей, и на улучшение экономического положения нуждающихся семей, и на облегчение сочетания профессиональных и семейных обязанностей обоих супругов, и на стабилизацию или повышение рождаемости. На принципе учета всех этих целей была построена Конвенция ООН 1979 года «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины».

2. Институты семьи, их формы, типы и функции

Для лучшего понимания семьи, как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями личности в семейной группе и подразделяются в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрепоколенные (дед, бабка, старший, младший) и так далее.

Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общности людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также воспитание детей и поддержание существования членов семьи.

Семья как социальный институт выделяется из всей системы существующих в обществе институтов. Тяжело найти другой социальный институт, в рамках которого удовлетворялось бы такое число общезначимых и повседневных потребностей. Семья выступает основным носителем культурных образцов, передаваемых по наследству, в ней человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Семьи бывают нескольких форм. Преобладающей формой является нуклеарная семья, то есть супружеская. Её основу составляют муж и жена, связанные брачными отношениями и их дети, которые от них зависят. Вторая форма семьи - родственная семья. Она основана не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого количества родственников. Именно поэтому ее зачастую называют расширенной семьей. Но в последнее время наблюдается разрушение родственных связей, в связи, с чем нуклеарные семьи превосходят по своей численности родственные.

Также бывают семьи, которые имеют общее домашнее хозяйство и общих детей, но которые не оформлены юридически. В последнее время в развитых странах превалируют семьи, которые не регистрируют брак.

Неполные семьи - семьи, где отсутствует один их родителей или где дети живут без родителей вообще, а с бабушками и дедушками.

Институт семьи различен в каждом обществе и отражает специфику этого общества. Но, не смотря на разницу между обществами, всем им присуща одинаковая черта. Если сравнивать человеческий мир с животным миром, то можно смело сказать, что дети нуждаются в опеке родителей в рамках гораздо большего времени, чем животные. Порой этот этап зависимости ребёнка от родителей растягивается до восемнадцати лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержке взрослых.

В социологии выделяют три основных типа семьи:

Традиционная (патриархальная) семья. В этом понятии укладывается существование под одой крыше минимум трёх поколений, и главная роль отводится самому старшему члену семьи мужского пола. Для такой семьи характерна зависимость женщины от мужчины, распределение ролей следующим образом (мужчина - кормилец, жена - хозяйка), признание безусловного приоритета мужчины.

Нетрадиционная семья. В этом типе семьи мужчина опять же лидер и семейные обязанности разграничены, но не подкреплены экономическими основаниями. Этот тип семьи социологи считают эксплуататорским, поскольку женщина получает равные права с мужчиной на общественный труд, но получает право на домашний труд. Занятия по дому считаются её обязанностями.

Эгалитарная семья - семья равных. Для такой семьи присуще равномерное распределение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозависимость супругов в решении бытовых проблем, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, эмоциональная насыщенность отношений.

Жизнедеятельность семьи как социального института завязана на выполнении определенных функций.

С.С. Фролов рассматривает такие функции семьи, как:

Репродуктивная функция - одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и к социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или наоборот взрывов. Семья - основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и обычно не одобряются. Поэтому появление ребёнка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.

Функция сексуального регулирования - семья главный институт, через который общество упорядочивает, управляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определённые нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушение этих норм. При этом как нигде наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Во многих современных обществах добрачные сексуальные связи считаются подготовкой к браку, а в патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении женщин).

Функция социализации - несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, несомненно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования, как личности. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребёнок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах другие модели поведения.

Функция эмоционального удовлетворения - к многочисленным потребностям человека относится в частности интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных говорит о том, что самые серьезные преступления и другие негативные отклонения чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, кто был воспитан в детских домах без любви матери и отца. Они в гораздо большей степени подвержены болезням, психическим расстройствам, повышенной смертности, отклоняющемуся поведению. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств, близким людям является необходимым жизненным элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.

Статусная функция - каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследника некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего такие важные статусы, как национальность, место в городской или сельской культуре и другие. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляют ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя и зачастую определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может меняться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни.

Экономическая функция - ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи, в случае, если у него возникают экономические трудности. Эта функция связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организации жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В «сфере домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них. За годы экономических реформ в нашей стране активизировалась собственно экономическая составляющая этой функции семьи. У этой активизации две стороны: первая - возрастание значимости финансового обеспечения семьи, вторая - появление и рост числа семейных предприятий в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности (то есть превращение части семей из потребительских ячеек общества еще и в производственные).

3. Институт брака, его формы

Брак, образно говоря, является воротами в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.

Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является, кроме того, ещё и социальной организацией.

Брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви, называется гражданским браком. Иногда гражданским называют нерегистрируемый брак. Такой брак государство приравнивает к сожительству, т. е. к длительной и случайной половой связи. Нерегистрируемый брак, в случае его распада или смерти одного из супругов, создает юридические трудности при решении вопросов наследования и раздела имущества. Жертвенными фигурами при нерегистрируемом браке часто оказываются дети. Как отмечают социологи, число семей, предпочитающих не регистрировать свой брак, имеет тенденцию к увеличению.

Существуют такие виды брака, как эндогамия и экзогамия. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. Причем чужой группой может быть не только чужой род, племя или клан, но и социальный класс, раса, нация и так далее. Представители высших социальных слоев нередко стараются не выдавать своих дочерей или сыновей за людей более низших социальных групп или сословий. Принадлежность к другой расе или нации также может служить препятствием к заключению брака. Мононациональный и внутриклассовый брак надо считать разновидностью эндогамии.

Критерием выделения неравного брака выступает неравенство супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Неравным называют брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной женщины, аристократки и плебея. Самой ранней формой такого брака надо считать так называемый статусный брак. Положение индивида в первобытной орде полностью предопределяло его брачный статус. Занимающий высшие ступеньки в иерархии мог выбрать любую понравившуюся ему женщину, следующий по рангу выбирал лучшую из оставшихся и так далее до самого низа. Занимающие низшие статусные позиции оказывались в самом неравном положении. Позже возникли другие разновидности неравного брака

Покупной брак предполагает внесение платы за будущую супругу. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь. Позднее появляется такая форма покупного брака, как выкупной брак. Церемония бракосочетания намного усложнилась, она стала формализованной. Устной договоренности молодых людей или родителей было уже недостаточно, требовалось заключение договора (контракта), где оговаривались права и обязанности сторон, а также размер выкупа. Насильственная выдача замуж малолетних девочек называется детским браком. Особой формой платного брака следует считать священный брак. Обычай священного брака является столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов Земли. Согласно сюжету, народ страны, подвергшейся нашествию многоголового змея или дракона, приносит ему в жертву молодых девушек. На Мальдивских островах каждый месяц жители бросали жребий, и тот, кому он выпадал, отдавал свою дочь морскому джину. Цель священного бракосочетания - откупиться от богов, вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, помочь в охоте или спасти страну от беды.

Кроме покупного брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности: умыкание (похищение) невесты; умыкание (похищение) жениха. Такой брак возник в древности и сохранился у некоторых народов как общепринятая норма (Закавказье) либо как девиантное поведение (Европа).

В особую группу выделяют ранние браки. Они заключаются между молодыми людьми моложе 18 лет. Для того, чтобы молодым разрешили сочетаться законным браком, у них должна быть серьезная причина - беременность либо совместная жизнь. В России каждый год в брачный союз вступают около 84,4 тысяч юных граждан. Как правило, эти браки распадаются также стремительно, как и заключаются. Вероятность развода между лицами в возрасте до двадцати лет в два раза выше, чем при вступлении в брак после этого возраста. Меньшая стабильность ранних браков связана с проблемами детей, появляющихся в ранние годы, экономическими сложностями и отсутствием полного представления о желаемом партнере, которое окончательно складывается, в среднем, к 25 годам.

Брак по расчёту - противоположность браку по любви. В нем отсутствует главное - чувство любви. Основным стимулом является получение материальной выгоды, разного рода социальных благ одним из супругов за счет другого. Разновидностью брака по расчету можно считать международные браки. Многие граждане хотели бы переселиться за границу и жить в более цивилизованной стране. Таким каналом иммиграцией служит брак с иностранцем или иностранкой. Сегодня просматривается тенденция увеличения количества международных браков. Русские женщины выходят замуж за иностранцев чаще, чем наши мужчины женятся на иностранках. Нередко такие браки заканчиваются разводами, но цель - выехать за рубеж - в этом случае бывает достигнутой.

Брак по сговору, брак по любви, брак по расчёту, брак по рекомендации посредников. Посредники - друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту. В некоторых странах Востока, в частности в Китае и Японии, перед заключением брака устраивают смотрины. После 2-3 встреч стороны должны либо согласиться, либо отказаться. На долю браков по сговору родственников - 37,5 %, по знакомству друзей - 24,1 %, по личному знакомству - 12,7 %, прочих браков - 1,6 %.

Гостевой брак. Этот термин пришёл из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю.

Брачные отношения регулируются типами норм - юридическими и культурными. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.

семья брак расторжение институт

Заключение

В современном обществе наблюдается процесс ослабление семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи заменились ролевыми. При ролевых ролях подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддистской культурами, стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны оно способствовало росту самосознания женщин, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и к увеличению уровня смертности. Следовательно, на сегодняшний день существует острая проблема институтов семьи и брака. Для решения этой проблемы недостаточно создания более благоприятных условий и предоставления большего числа благ семьям со стороны государства. Эти проблемы, скорее всего, можно решить переменой сознания людей, участвующих в институтах семьи и брака.

Список литературы

1. Андреева И.С., Гулыга А.В. Семья: Книга для чтения. - М.: Алгоритм, 2005 г. - 591 с.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Элементарный курс. - М.: Гардарики, 2002 г. - 414 с.

Семенов Ю.И., Происхождение брака и семьи, Изд. 2, доп. - М.: Красанд, 2010 г. - 312 с.

Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования.

Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.

Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.

Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И. Я. Ба-хофен, написавший книгу «Материнское право» (1861), и шотландский юрист Дж.Ф.Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак» (1865).

Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенно формировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм {гинекократию) – отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, – прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия – свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия (от греч. «екзо» – вне и «гамос» – брак) – запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Род состоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных племен, или фратрий (дуально-родовая организация), в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Табу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.

Позднее сложилась пуналуальная семья – групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских племенах Северной Америки.

Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).

Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.

Ведущая роль в семье перешла от женщины {матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство – нет.

В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.

Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституция. В некоторых обществах была распространена так называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освящал супружество. Великой честью для молодоженов считалось, если правом первой ночи пользовался сам король.

В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы Фредерика Ле Пле). Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.

Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж.Пиаже, З.Фрейда и их последователей).

Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.

Функции семьи

Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова (Гребенников И. В), являются:

репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А. Г., 1968; Антонова. И., Медков В. М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи , к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи , связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье (Антонов А. И., Медков В. М., 1996).

Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи, по мнению автора, позволяет обоснованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп (например, пар, поддерживающих постоянные сексуальные отношения) (Навайтис Г., 1999). Тот же автор, исходя из семейных функций, перечисляет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей: потребности, связанные с отцовством и материнством, потребности, связанные с созданием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи, и потребности в физической и психической интимности.

В следующем номере)

На исходе XIX века

Семья большая и малая

Веками формы традиционной крестьянской семейной жизни были «подогнаны» к экономическим и социальным условиям российского земледельческого хозяйства. Но во второй половине XIX века эти условия стремительно уходили в прошлое, а вместе с тем лишались опоры и приспособленные к таким условиям семейные структуры, формы и нормы семейных отношений. Именно в это время вышло наружу всегда существовавшее подспудно противоречие «малой» и «большой» семей.

В России дольше, чем в странах Западной Европы, задержалась большая, неразделенная семья — расширенная (т. е. состоящая из одной супружеской пары и других, не являющихся супругами родственников разной степени близости, — овдовевших родителей и прародителей, неженатых детей, внуков, правнуков, дядьев, племянников и т. д.) и составная (имеющая в своем составе несколько супружеских пар и, так же как и расширенная семья, других родственников). Впрочем, не все члены такой большой семьи обязательно кровные родственники, тем более близкие. Она может включать и более отдаленных родственников (двоюродных и троюродных братьев и сестер, внучатых племянников и т. п.), а также и лиц, связанных свойством, — зятьев, снох, золовок, деверей и пр., — и даже людей, не связанных с ней ни родством, ни свойством, но живущих под той же крышей и ведущих совместное с другими членами семьи домашнее хозяйство: приемные дети, ученики, приживалы, работники, прислуга.

Но наряду с большими всегда существовала и малая семья, состоявшая из супружеской пары с детьми, а иногда и без детей. Она могла существовать в одном из двух видов: как автономная малая семья либо как «встроенная» в большую семью, как ее составная часть.

Историки и социологи давно уже ведут споры о том, каким было соотношение этих двух форм существования «супружеской семьи» в прошлом. Было время, когда они единодушно полагали, что во всех без исключения обществах, где сейчас господствует малая супружеская семья, прежде безусловно преобладала семья сложная, которая была основной формой частного общежития, предшествовавшей современной малой семье. В последние десятилетия это единодушие исследователей было сильно поколеблено: анализ исторических источников привел многих исследователей к выводу, что в действительности в прошлом малая супружеская семья встречалась гораздо чаще, чем полагали прежде.

Сам факт извечного параллельного существования малых и больших семей едва ли вызывает сомнение. Иначе не могло и быть — формирование того или иного типа семьи не было жестко детерминированным процессом, речь может идти только о том, какой была вероятность появления каждого из них. Необходимо ясно понимать, в каких демографических условиях шло формирование семьи еще 100-200 лет назад. Неразделенные семьи, как правило, были «отцовскими», т. е. продолжались по мужской линии, причем женатые сыновья оставались в родительском доме, а замужние дочери уходили в семью мужа. В русской деревне в родительской семье обычно оставались все женатые сыновья со своими женами и детьми. Для того чтобы сложилась и была зафиксирована статистикой трехпоколенная неразделенная «отцовская» семья, надо, чтобы в семье старшего поколения был хотя бы один сын, доживший до возраста, когда он может жениться и иметь детей, и чтобы хотя бы один из его родителей был жив к этому моменту.

В допромышленную эпоху, в силу высокой ранней смертности, довольно значительного бесплодия, частых выкидышей и других подобных обстоятельств, вероятность выполнения указанных условий была невысока. Поэтому, даже если допустить, что большинство людей стремились к созданию и сохранению многопоколенных, неразделенных больших «отцовских» семей, совершенно неизбежным было большое число несостоявшихся или частично состоявшихся семей этого типа. Во втором случае складывалась, например, «братская» семья — сложная, но двухпоколенная. В первом же случае возникала малая семья, состоящая из супругов с детьми, а иногда и без них. Такая семья и трактуется исследователями как «супружеская», или «нуклеарная» (группирующаяся вокруг «супружеского ядра»). Но в прошлом — это вынужденная нуклеарность.

Подобные малые семьи не стремятся воспроизвести себя в прежнем виде, а при малейших благоприятных условиях превращаются в большие, сложные. История знает самые разные способы преодоления вынужденной нуклеарности. Во многих странах, в том числе и в России, было широко распространено усыновление при отсутствии прямых потомков мужского пола, причем усыновляемым мог быть не только ребенок, но и взрослый мужчина. Когда для этого были условия, практиковалось и «приймачество» — вопреки обычаю замужняя женщина вместе с мужем жила в семье своих родителей.

Малая супружеская семья скорее всего ровесница большой, неразделенной, ее постоянная спутница. Сосуществуя на протяжении веков, они находились в своеобразном симбиозе, нуждались друг в друге, знали и конкуренцию, и противоборство, и взаимные уступки.

Явные экономические и демографические преимущества большой семьи долгое время исключали массовое стремление малых семей к обособленному существованию. Малая семья, группирующаяся вокруг супружеского ядра, никогда не противостояла большой семье как тип, скорее, она ощущала свою неполноценность, незавершенность по сравнению с большой и стремилась при первой возможности превратиться в такую большую, сложную, многопоколенную семью, в недрах которой она чувствовала себя более защищенной. Человек здесь меньше зависел от столь частых в прошлом экономических, демографических и прочих случайностей.

Но за эту относительную защищенность супружеской семье приходилось платить дорогую цену. Такая семья была двуликим Янусом. Одним ликом она была обращена внутрь себя — к супружеству, продолжению рода, воспитанию детей. Другой же лик супружеской семьи был повернут вовне — к непосредственному окружению, к большой семье, которой ее малые составные части, заботясь о своих собственных интересах — тех, что находились под присмотром первого Янусова лика, — уступали львиную долю своего суверенитета.

Так было везде, так было и в России. Крестьянин вел тяжелейшую, но далеко не всегда успешную борьбу за существование, голод постоянно стоял у порога его избы. Большая семья лучше соответствовала условиям земледельческого труда, повышала шансы на выживание. Перед этим решающим соображением все остальные отступали на второй план. Об экономических преимуществах больших крестьянских семей много писали во второй половине XIX века, и следует лишь добавочно указать на некоторые демографические основания предпочтения больших семей. Вероятность для супругов овдоветь, для детей — остаться сиротами, а для стариков — оказаться одинокими в конце жизни была еще очень высока, а принадлежность к большой семье давала всё же некоторую дополнительную «страховку», защищавшую овдовевшую многодетную мать, детей-сирот или беспомощных стариков от голода и полной нищеты.

По меркам своего времени патриархальная семья в России была абсолютно естественной, «нормальной». Согласованность основных черт такой семьи, равно как и крестьянской общины, в которую она входила, со строем хозяйственной жизни делала этот тип социальной организации прочным, устойчивым. Он же в свою очередь придавал устойчивость хозяйственной, да и политической системе.

Столетиями «отцовская» семья была кирпичиком, из каких складывались общественные устои, — так она и виделись авторам XIX века. На этом фундаменте и впрямь выросло очень многое в культуре и идеологии русского общества, его мироощущении, его представлениях о добре и зле, о соотношении коллективистских и индивидуалистских ценностей.

Настал, однако, момент, когда всё это здание — вместе с семейным фундаментом — начало терять свою вековую устойчивость. Деревня всё в меньшей степени определяла лицо экономики страны, а в самой деревне натуральное хозяйство стремительно отступало под натиском товарно-денежных отношений. Тогда и начал трещать по швам привычный семейный уклад. Вырастая из тесного костюма натурально-хозяйственных отношений, сталкиваясь со всё новыми задачами, приобретая всё более разнообразный и сложный социальный опыт, русский человек быстро менялся и начинал задыхаться в узких рамках устаревших институтов, среди которых семья, в силу своего повсеместного присутствия, занимала одно из первых мест.

Супружеская семья в поисках суверенитета

Раньше для России были типичны ранние браки. Историки отмечали, что в XVI—XVII веках «русские женились очень рано. Бывало, что жених имел от 12 до 13 лет... Редко случалось, чтобы русский долго оставался неженатым...». Постепенно возраст вступления в брак повышался. Петр I указом 1714 г. запретил дворянам жениться, не достигнув 20, и выходить замуж, не достигнув 17 лет, а по указу Екатерины II (1775 г.) для всех сословий запрещалось венчать мужчин моложе 15, женщин моложе 13 лет; в случае нарушения указа брак расторгался, а священник лишался сана. Позднее нижняя граница бракоспособного возраста еще более повысилась. В соответствии с императорским указом 1830 г. минимальный возраст для вступления в брак поднялся до 16 лет для невесты и 18 лет для жениха. Однако крестьяне и нижние слои городского населения нередко обращались к духовным властям за разрешением выдать замуж дочь в более раннем возрасте. В качестве главного мотива выдвигалась необходимость иметь в доме работницу или хозяйку. Еще и к началу XX века брачность в России оставалась достаточно ранней. Более половины всех невест и около трети женихов в Европейской России были не старше 20 лет.

Еще на рубеже XIX и XX веков брачность в России была почти всеобщей. Согласно первой всеобщей переписи населения 1897 г., в конце XIX в. к возрасту 50 лет в браке состояли практически все мужчины и женщины, доля населения, никогда не состоявшего в браке, в возрастной группе 45-49 лет была существенно ниже, чем в странах Западной Европы.

Дореволюционная Россия почти не знала развода, брачный союз заключался на всю жизнь и практически не мог быть расторгнут. Развод рассматривался церковью как тягчайший грех и разрешался в исключительных случаях. Основанием для развода могло служить только «безвестное отсутствие» и «лишение всех прав состояния» одного из супругов. Тем не менее, по мере изменения общественных условий, постепенной эмансипации женщин, уже в дореволюционное время менялись взгляды на ценности супружества, отношение к разводу. Но эти изменения затрагивали в основном элитарные слои населения, официальные разводы были большой редкостью. В 1913 г. на 98,5 млн православных в России был расторгнут всего 3791 брак.

Браки не отличались большой долговечностью, однако не из-за разводов. Вследствие высокой смертности всегда был высоким риск прекращения брака из-за овдовения одного из супругов. В самом конце XIX века, в 1897 г., доля вдов среди всех женщин бракоспособного возраста составляла 13,4%. У мужчин соответствующий показатель был значительно меньшим — 5,45%. В это же время к возрасту 31 год среди не состоявших в браке женщин доля овдовевших была выше доли никогда не вступавших в брак: к 50 годам овдовевшими были 25% женщин, к 62 годам — половина, к 74 годам — свыше 75%.

Овдовение в значительной мере компенсировалось повторными браками, почти обязательными в условиях крестьянской жизни. На рубеже XIX и XX веков (1896-1905) доля повторных браков в общем числе браков составляла примерно 14% для мужчин и 8% для женщин. В результате каждый мужчина и каждая женщина, дожившие до брачного возраста и сыгравшие свадьбу (один или более раз), жили в браке в среднем четверть века.

Что же представляла собой эта четвертьвековая жизнь в браке?

С. Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен», описывая древние русские семейные порядки, отмечал, что «отношения мужа к жене и родителей к детям в древнем русском обществе не отличались особенною мягкостью. Человек, не вышедший из родовой опеки, становился мужем, т. е. с ним соединяли существо, не знакомое ему прежде, с которым он прежде не привык встречаться как с существом свободным. Молодой человек после венца впервые встречался с существом слабым, робким, безмолвным, которое отдавали ему в полную власть, которое он был обязан учить, т. е. бить, хотя бы и вежливенъко, по правилу Домостроя». В словах Соловьева выражена позиция просвещенного XIX века. Однако ведь и в то время большинство россиян переходили из детского во взрослое состояние без всяких промежуточных ступеней, а вступление в брак лишь формально отмечало точку этого перехода: «малый» становился «мужиком». Неудивительно, что многое из тех отношений, которые столь критически оценивал Соловьев, дожило и до XX столетия.

В России уже давно пытались хоть как-то ограничить браки по принуждению. Соловьев цитирует патриарший указ XVII века, предписывавший священникам «накрепко допрашивать» женихов и невест, а также их родителей, «по любви ли и согласию друг другу сопружествуются, а не от насилия ли или неволи». Ломоносов призывал «венчающим священникам накрепко подтвердить, чтоб они, услышав где о невольном сочетании, оного не допускали». Но на деле еще и в XIX веке молодые люди очень часто вступали в брак по выбору родителей. Притом, хотя брак всегда понимался как интимный союз мужчины и женщины, при заключении брака на первый план чаще всего выходили экономические и социальные соображения.

В патриархальной семье на женщину смотрели прежде всего как на семейную работницу — способность работать нередко была главным критерием при выборе невесты. Ходу назад после женитьбы не было, оставалось жить по старинной формуле: «стерпится — слюбится».

«Малый», становясь «мужиком» в очень молодом возрасте и продолжая жить в составе «отцовской» семьи, оставался человеком несамостоятельным. А положение женщины было еще хуже: она не только зависела от мужа, но, войдя в большую семью, оказывалась также в зависимости от свекра, свекрови, других мужчин в семье, их жен и т. д. Она сразу же становилась одной из семейных работниц, и эта ее роль находилась в постоянном противоречии с ее же ролями жены и матери. Но были и другие стороны ее зависимого положения в семье, о которых принято было умалчивать, например, снохачество.

Собственные внутренние связи и отношения супружеской семьи, не имевшей достаточной самостоятельности, оставались неразвитыми, не играли в жизни людей той особой роли, какую они приобрели в наше время. А потому и каждый отдельный человек ощущал себя прежде всего колесиком сложного механизма большой семьи, обязанным исправно исполнять свой долг по отношению к ней, и лишь в очень малой мере видел в семье среду для раскрытия и реализации своей индивидуальности. Такая семья не была той социализирующей средой, в которой могла сложиться независимая, индивидуализированная человеческая личность. Человек для семьи — таков принцип, на котором держались испокон веку патриархальные семейные отношения.

Но что-то сдвинулось во второй половине XIX века. До поры растворение человека в семье было оправдано экономической и демографической необходимостью, интересами физического выживания. Но стоило этим двум необходимостям немного ослабеть, и жесткая предопределенность человеческой судьбы лишилась своего оправдания, привычные семейные отношения перестали удовлетворять людей, члены семьи начали «бунтовать». Тогда-то и вышел на поверхность скрытый конфликт большой и малой семьи, «работы» и «жизни». Патриархальная семья оказалась в кризисе.

Кризис этот раньше всего затронул городские слои русского общества, прежде также строившие свои семейные отношения по образцам, близким к крестьянским. Упоминаниями об этом кризисе заполнена русская литература второй половины XIX—начала XX века — от «Анны Карениной» Л. Толстого или «Грозы» А. Островского до статей безвестных или забытых авторов в научных и публицистических изданиях.

Противостояние старого и нового всё более раскалывало Россию, и линия этого раскола прошла через каждую семью.

Бунт на семейном корабле

Россия была не первой страной, столкнувшейся с кризисом традиционной семьи. К началу XX века многие западные страны уже прошли через него, традиционная большая семья стала достоянием истории, уступила место высокомобильной, малой, «супружеской» семье. «За время плаванья, которое должно было привести семью в современность... она отделилась от окружавшей ее общины, воздвигнув — чтобы защитить себя — непреодолимую стену частной жизни. Она прервала свои отношения с дальней родней и ослабила даже те, что поддерживала с близкими родственниками... Как удалось семье незаметно покинуть свою стоянку у причала традиции? ...Команда корабля — мать, отец и дети — вот кто с радостью разорвал державшие его путы, чтобы отправиться в свое собственное плаванье». Эти слова относятся к западноевропейской семье, но то же самое — пусть и позднее — произошло и с семьей российской.

Быть может, главной силой, взорвавшей изнутри старинный семейный уклад и ускорившей его кризис, стала и наиболее придавленная этим укладом женщина.

Хотя определенные шаги к изменению места женщины в семье и обществе были сделаны еще петровскими реформами (освобождением ее из терема), и в XIX веке идеи женского равноправия не были популярны в России и воспринимались как нечто чуждое русской традиции и русской культуре. И. Киреевский находил первый зародыш знаменитого впоследствии учения о всесторонней эмансипации женщины в «нравственном гниении высшего класса» европейского общества. В ненужности, более того, во вреде эмансипации был убежден и Л. Толстой и много писал об этом. Но, видимо, не только в европейской заразе и «высших классах» коренились причины нараставшей в России борьбы за расширение женских прав. Наверное, не следует недооценивать вклада в борьбу за женское равноправие просвещенных и интеллигентных женщин. Однако решающие события происходили всё же не в великосветских салонах. Главной ареной перемен в положении женщины была деревня.

«Бабий бунт» в деревне — лишь одно, хотя и очень яркое проявление назревавших, начинавшихся семейных перемен. Рядом с «женской» их линией видна еще одна — «детская».

В народном сознании было глубоко укоренено представление о безграничных правах родителей по отношению к детям и столь же безграничном долге детей по отношению к родителям. Даже в конце ХIХ века родительская власть была очень велика. Всё еще встречалось выражение «отец заложил сына» (т. е. отдал в работу на определенный срок, а деньги взял вперед). Родителям принадлежало решающее слово, когда речь шла о женитьбе сыновей, а особенно — о замужестве дочерей. И всё же к концу ХIХ века старые семейные порядки в отношениях родителей и детей уже трещали по швам, ослабли и былое уважение родителей, и былая покорность им, хотя внешне многое еще сохранялось.

В той мере, в какой власть родителей еще сохранялась, она всё больше держалась на одной лишь прямой экономической зависимости детей. На протяжении всей второй половины ХIХ века перемены в экономических условиях жизни семьи и во внутрисемейных отношениях расшатывали устои большой неразделенной семьи, и нарастало число семейных разделов. С каждым днем становилось яснее: преимущества большой семьи уже не перекрывают ее недостатков, жить в такой семье становилось всё более тягостно. Скрытые от глаз внутренние антагонизмы большой патриархальной семьи вышли наружу. «Все крестьяне осознают, что жить большими семьями выгоднее, что разделы причиною обеднения, а между тем все-таки делятся. Есть же, значит, этому какая-нибудь причина? Очевидно, что в семейной крестьянской жизни есть что-то такое, чего не может переносить всё переносящий мужик», — писал автор знаменитых писем «Из деревни» Энгельгардт, последовательный противник семейных разделов.

Неизбежность перемен

К началу XX века российское общество оказалось перед лицом острейших экономических и социальных проблем, на фоне которых демографические и семейные неурядицы могли выглядеть не самыми главными. Во всяком случае о них говорили и писали намного меньше, чем, скажем, об экономической отсталости, о земельном вопросе, о бедности или бесправии народа, о необходимости политических перемен и т. д. Но всё же нельзя сказать, чтобы эта сторона народной жизни совсем не привлекала внимания. Огромная смертность, учащавшиеся попытки уклониться от рождения детей или отказ от детей, уже рожденных, «падение семейных нравов», женское эмансипационное движение в городах и «бабий бунт» в деревне, непокорность взрослых детей и ослабевавшая родительская власть, умножавшиеся крестьянские семейные разделы — всё это говорило об обесценении вековых заповедей семейной жизни, об усиливающемся ее разладе.

Разлад был замечен всеми и стал объектом критики, самокритики русского общества, всё более осознававшего необходимость обновления. Изменения в семейной и вообще частной жизни людей были лишь одной из сторон всеобщих перемен, переживаемых Россией в пореформенный период, когда четко обозначилось ее стремление превратиться в современную промышленную страну. За четыре десятилетия, последовавшие за отменой крепостного права, все прежние равновесия были нарушены, а новые — еще не созданы. Российское общество вступило в полосу тяжелого, затяжного кризиса.

Не могла избежать этого кризиса и вся система семейных и демографических отношений. Впрочем, то самое развитие, которое ввергло частную жизнь людей в кризис, создало возможности и выхода из него.

Экономическая необходимость предписывала определенные формы организации семейного производства, разделения труда в семье и т. п., но семья и общество всегда вынуждены были считаться также с демографической необходимостью, которая ставила предел даже и экономическим требованиям. Ей были подчинены многие важнейшие нормы и стереотипы поведения. Культурная и религиозная традиции отводили высокое место ценностям материнства и отцовства и в то же время налагали суровые запреты на маргинальные формы поведения, которые могли позволить женщине или супружеской паре уклониться от выполнения своего родительского долга. Никакое своеволие не допускалось, принцип «человек для семьи» находил здесь одно из самых прочных своих оснований. Снижение же смертности и рождаемости стало двойным сдвигом, резко расширявшим демографическую свободу семьи и ее членов и наносившим этому принципу непоправимый урон.

В самом деле, чем меньше времени, сил, энергии требует от женщины и семьи биологическое воспроизводство, тем больше они могут расходоваться (без ущерба для продолжения рода) на воспроизводство социальное: саморазвитие и самореализацию личности, социализацию детей, передачу и обновление культурных образцов, производство материальных благ и т. п. Старые же семейные порядки никакого выбора не признают, семейные роли и семейные обязанности строго раз и навсегда закреплены, что и оправдано экономической и демографической необходимостью, интересами физического выживания. Стоит этим двум необходимостям хоть немного ослабеть, и жесткая предопределенность человеческой судьбы теряет свое оправдание. Привычные формы демографического и семейного поведения перестают удовлетворять людей, появляется новая активность, направленная на то, чтобы заполнить расширившееся пространство свободы, добиться более долгой жизни для себя и своих детей, отстоять интимность своей семейной жизни, открыть для себя новые социальные роли, полнее реализовать себя.

Пусть в России конца XIX—начала XX века всё это было доступно лишь узкому слою людей и недостаточно осознано всем обществом, а всё же движение уже началось, многое предощущалось, кое-что было известно из примера более продвинутых европейских стран. Разлад в старых семейных порядках, конечно, тревожил современников, но было и ожидание желаемых позитивных перемен.

Было бы хорошо, если бы замена, позволяющая преодолеть кризис традиционных демографических и семейных отношений, произошла в результате их плавной эволюции, постепенной выработки новых форм и норм демографического и семейного поведения, отвечающих новым экономическим и социальным условиям, которые тоже складывались бы постепенно. Но в условиях быстро менявшейся России на это было мало шансов, у нее просто не было времени на постепенные, от поколения к поколению, изменения. Страна стремительно приближалась к социальному взрыву, в котором предстояло сгореть и старой семье.

(Начало. Продолжение в следующем номере)

Строго говоря, слово «семья» не вполне применимо к таким формам общежития, и в бытовом, и тем более в научном языке их обозначают терминами «хозяйство», «домохозяйство», в России в прошлом в этом случае употреблялось слово «двор».
Костомаров Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. — М., 1993, с. 209.
Shorter E. Naissance de la famffle moderne. XVIII—XX siecle. — Paris: Seuil, 1977.
Энгелъгардт А.Н. Из деревни: 12 писем: 1872-1887. — М.: Мысль, 1987.
Звонков А.П. Современный брак и свадьба среди крестьян Тамбовской губернии... — М., 1889. Вып. 1.

До начала 60-х годов ХIХ века об истории семьи не могло быть и речи. Наука в этой области целиком находилась под влиянием Пятикнижия Моисея. Патриархальную форму семьи, изображенную там подробнее, чем где бы то ни было, безоговорочно считали самой древней и отождествляли с современной семьей. Семья не переживала никакого исторического развития. Самое большее допускалось, что в первобытные времена мог существовать период неупорядоченных половых отношений.

Изучение истории семьи начинается с 1861 года, когда вышла в свет оригинальная работа швейцарского историка Иоганна Якоба Бахофена «Материнское право». Источником для анализа послужила классическая литература древности (древние мифы, «Орестея» Эсхила и пр.). Автор выдвинул в ней следующие положения:

1) у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые отношения, которые он обозначил термином гетеризм ;

2) такие отношения исключали всякую возможность достоверно установить отца, происхождение можно было определить лишь по женской линии;

3) вследствие этого женщины как единственные достоверно известные родители молодого поколения пользовались высокой степенью уважения и почета, доходившей до полного господства.

Бахофен не сформулировал эти положения с такой ясностью, но он их доказал. Его работа была написана на языке нации, которая в то время менее всего интересовалась предысторией современной семьи, поэтому осталась неизвестной. Ближайший преемник Бахофена, Джон Фергюсон Мак-Леннан , английский юрист и историк, занимавшийся предысторией семьи независимо от Бахофена, даже не слышал о нем. Его сочинение появилось в 1865 году и называлось «Первобытный брак». Оно базировалось на точных этнографических фактах из древнего быта греков, кельтов, германцев и подтвердило открытие Бахофена о первоначальном материнском праве.

Следующий исследователь, Льюис Генри Морган , выступил с новым материалом. Его главное произведение «Древнее общество» вышло в свет в 1877 году. Материалом для нее послужили наблюдения автора за бытом и общественным устройством американских индейцев. В своих работах Морган разработал научную теорию семьи, опроверг догматы о божественном происхождении семьи и единобрачии как единственно возможной и неизменной форме семейных отношений. Это не укладывалось в общепринятые тогда рамки и вызвало нападки на автора. Официальная наука и печать устроили заговор молчания вокруг произведений Моргана. В настоящее время он считается основателем отдельной отрасли социологии, науки о семье.

Согласно Моргану, возникновению брака и семьи предшествовала предполагаемая стадия неупорядоченных половых отношений в первобытном обществе, обозначенная им как промискуитет .Он также выделил 5 последовательных форм семьи , каждой из которых соответствовал свой порядок брака.

1) кровнородственная семья – первая ступень семьи. Она основывалась на групповом браке между братьями и сестрами. В настоящее время этот тип семьи вымер;

2) пуналуальная семья. В ее основе лежал групповой брак нескольких братьев с женами каждого из них, причем общие жены могли не состоять в родстве друг с другом и наоборот. В этот период происхождение определялось по женской линии, так как отцовство детей не могло быть достоверно установлено;

1) синдиасмическая, или парная семья – базируется на браке отдельных пар, но без исключительного сожительства. Продолжительность этого типа союза зависела от доброй воли сторон;

2) патриархальная семья – основывалась на браке одного мужчины с несколькими женщинами, сопровождающемся, как правило, затворничеством жен;

3) моногамная семья. Здесь отдельная пара объединялась раз и навсегда. Морган полагал, что именно этому типу семьи было суждено эволюционировать до тех пор, пока не будут признаны равенство полов и равноправие брачных отношений.

В первобытном обществе между людьми существовали беспорядочные половые связи, родственные отношения отсутствовали, что приводило к борьбе, столкновениям, убийствам, мешало общему хозяйствованию. Когда появилась угроза сохранению общности, люди запретили инцест: исключили из половых связей детей, внуков, ближайших родственников. Так появилась социальная форма контроля, норма регулирования отношений между мужчиной и женщиной – брак. Брак носил случайный, эпизодический характер и часто мужчина уходил от женщины еще до рождения ребенка.

На этапе общинного хозяйствования зародился групповой полигамный брак. С разделением труда, разложением родового строя возник моногамный (однопарный) брак.

До конца средних веков заключение брака оставалось делом, которое решалось не самими вступающими в брак. Вначале люди появлялись на свет уже состоящими в браке с целой группой лиц другого пола. В позднейших формах группового брака сохранялось такое же положение, только при большем сужении группы. При парном браке матери договаривались относительно браков своих детей. Здесь решающую роль играли соображения о новых родственных связях, которые обеспечивали молодой паре более прочное положение в роде и племени.

С появлением заинтересованности в передаче имущества по наследству господствующее положение заняло отцовское право и моногамия. Заключение брака стало зависеть от соображений экономического порядка. К настоящему времени форма брака-купли почти исчезла, однако на брачном рынке продолжает устанавливаться цена (теперь не только по имуществу, но и по личным качествам будущих супругов).

Теперь рассмотрим современную классификацию семьи. Их много, поскольку основой для типологий могут являться разные факторы. Вот лишь некоторые из них:

1) в зависимости от юридической регистрации брака:

· семьи, основанные на браке;

· фактические семьи или внебрачные сожительства;

2) в зависимости от очередности брака:

· семьи, основанные на первом браке обоих супругов;

· семьи, основанные на повторном браке одного или обоих супругов.

3) в зависимости от социально-демографических характеристик супругов (возраста, профессионального статуса, образования, места жительства и пр.):

· семьи несовершеннолетних, молодые семьи, семьи пожилых и пр.;

· студенческие семьи, семьи рабочих, служащих и пр.;

· городские и сельские семьи;

4) в зависимости от специфических проблем семьи:

· семьи с несовершеннолетними правонарушителями;

· семьи с детьми-инвалидами;

· семьи алкоголиков и пр.;

5) в зависимости от числа членов семьи:

· полные семьи;

· неполные семьи;

1) в зависимости от этапа жизненного цикла:

· семьи молодоженов без детей;

· семьи с первым младенцем;

· семьи, в которых первый ребенок идет в школу;

· семьи, в которых последний ребенок идет в школу, а мать – на работу;

· семьи пожилых супругов, от которых отделился последний ребенок;

· семьи бабушки и дедушки;

· семьи пенсионеров;

2) в зависимости от числа детей:

· бездетные семьи;

· малодетные семьи (1 – 2 ребенка);

· многодетные семьи (3 и более детей);

3) в зависимости от уровня материальной обеспеченности:

· материально обеспеченные семьи;

· мало обеспеченные семьи и др.


Рассмотрим эволюцию классификации семей в России на примере переписей населения. В 1918 году в Петрограде для проведения переписи населения использовали классификацию, выделяющую только 4 типа семей:

1) простые семьи – родители и дети;

2) сложные семьи – родители с детьми и представители старшего поколения (сюда входили только родственники по прямой линии);

3) слитные семьи – простые и сложные семьи, в структуре которых имеются родственники по боковой линии (братья или сестры);

4) безбрачные семьи – одиночки и семьи, состоящие только из родственников по боковой линии.

Дальнейшее развитие классификация семьи по демографическому признаку получила в материалах переписи населения 1926 года. Тогда были выделены четыре типа семей:

· тип А. Семьи с брачной парой (не имеющие детей, имеющие детей от существующего брака, имеющие детей от прежних браков):

Без родственников;

С несамодеятельными родственниками (то есть материально зависящими от других членов семьи);

С самодеятельными родственниками (то есть самостоятельно обеспечивающими себя материально).

· тип Б. Семьи без брачной пары, имеющие в своем составе детей главы:

Без родственников;

· тип В. Семьи без брачной пары, не имеющие в своем составе детей главы:

С несамодеятельными родственниками;

С самодеятельными родственниками.

· тип Г. Сложные семьи: семьи, состоящие из двух и более брачных пар, в каждой из которых хотя бы один член активный, самодеятельный, и семьи с главой, не состоящим в браке, в составе которых есть брачная пара, один или оба члена которой являются самодеятельными, активными. Активными здесь считались самодеятельные члены семьи, имеющие доход от какого-либо вида деятельности.

В современных российских переписях населения принята более упрощенная классификация семей. Все семьи подразделяются на состоящие из:

· одной брачной пары с детьми и без детей;

· одной брачной пары с детьми и без детей, с одним из родителей супругов;

· одной брачной пары с детьми и без детей, с одним из родителей супругов или без него, с другими родственниками;

· двух или более брачных пар с детьми и без детей, с одним из родителей супругов или без него, с другими родственниками или без них;

· матерей (или отцов) с детьми;

· матерей с детьми, с одним из родителей матери;

· отца с детьми, с одним из родителей отца;

· прочие семьи.

Браки в зависимости от признака можно разделить следующим образом:

1) по числу брачных партнеров;

2) по социальным характеристикам вступающих в брак;

3) по форме регистрации;

4) по очередности.

По числу брачных партнеров брак может быть моногамным и полигамным. Моногамия может быть пожизненной или допускающей развод. Полигамия также делится на полиандрию и полигинию. Частный случай полигамии – двоеженство, двоемужество.

Моногамия – форма брака и семьи, единобрачие, устойчивое сожительство одного мужчины с одной женщиной; в настоящее время является господствующей формой брака.

Полигамия – многобрачие (многоженство или многомужество), форма брака, разрешающая иметь более одного супруга.

Бигамия – форма брака мужчины с двумя женщинами или одной женщины с двумя мужчинами (то есть двоеженство, двоемужество).

Полиандрия – многомужество, форма группового брака, при которой женщина имеет одновременно нескольких мужей, приходящихся друг другу братьями (братская полиандрия) или не состоящих в родстве.

Полигиния – форма полигамии, при которой муж имеет одновременно нескольких жен, приходящихся друг другу сестрами (сороральная полигиния) или не состоящих в родстве.

По социальным характеристикам вступающих в брак он может быть гомогамным или гетерогамным. Варианты гетерогамного брака – гипергамия и гипогамия. Такие браки образуются в силу обычаев эндогамии и экзогамии.

Гомогамия – брак между людьми со сходными социальными характеристиками.

Гетерогамия – брак между людьми, которые отличаются между собой по социально значимым признакам (происхождение, национальность, раса, религия и пр.).

Гипергамия – 1) обычай, запрещающий женщинам определенного социального слоя выходить замуж за человека более низкого положения; 2) брак женщины с мужчиной более высокого социального положения.

Гипогамия – брак женщины с мужчиной более низкого социального положения.

Эндогамия – обычай, согласно которому браки заключались только между лицами одной общественной группы.

Экзогамия – обычай, согласно которому браки заключались между лицами разных общественных групп.

По форме регистрации брак может быть зарегистрированным или нет. Неузаконенную форму длительных брачных отношений называют конкубинатом .

По очередности брак может быть первым или повторным.