Камни по знакам зодиака

Хайман риковер о советской средней школе. Риковер, хайман джордж - биография. Уход из еврейства

Отец американского атомного флота Хайман Джордж Риковер.

Хайман Риковер родился 27 января 1900 года в Польше, которая тогда ещё входила в состав Российской Империи. В 1905 году, спасаясь от погромов, семья Риковера переехала в США. В 1918 году риковер поступил в Военно-морскую академию США. Так началась карьера одного из самых выдающихся американских адмиралов XX века.

В 1922 году он окончил академию и начал свою службу на борту эсминца USS La Vallette DD-315, а в 1923 году получил назначение на должность офицера-инженера этого эсминца, став в то время самым молодым военнослужащим ВМС США занявшим подобный пост. Позже он служил на борту линкора USS Nevada BB-36 и получил степень магистра по электротехник в Адъюнктуре ВМС в Военно-морской академии США.


С 1929 года Риковер начал свою службу на подплаве ВМС США. В 1933 году он перевёл работу "Подводная лодка" немецкого адмирала Германна Бауэра. В 1939 году Риковер был назначен на должность помощника начальника отдела по электротехнике Инженерного Бюро в Вашингтоне. В 1942 году он возглавил работы на повреждённом во время нападения на Пёрл-Харбор линкоре USS California BB-44, благодаря которым корабль смог своим ходом добраться до верфи Пьюджет-Саунд для проведения полных ремонтных работ. Позже он был награждён орденом "легион Почёта".

Острый на язык Хайман Риковер гонял людей до изнеможения, продирался через бюрократизм, доводил подрядчиков до бешенства. Он наживал себе врагов, но к концу войны он получил звание кэптен и завоевал репутацию человека, доводящего дело до конца.
January 11, 1954 Time magazine

В 1946 году Риковер принял участие в работах по Манхэтанскому проекту в Национальной лаборатории Оук-Ридж. В сотрудничестве с Алвином Вейнбергом, директором по науке в Оук-Ридж, он основал Институт реакторной технологии Оук-Ридж и начал работы над водо-водяным реактором для подводных лодок. В феврале 1949 года он получил назначение в отдел по разработке реакторов Комиссии по атомной энергии и руководил работами флота в данной области в качестве директора отдела военно-морских реакторов Корабельного бюро.

Благодаря работе Хаймана Риковера и его коллег первая атомная подводная лодка в мире - американская «Nautilus» - была спущена на воду в 1954 году, а 17 января 1955 года в 11 часов впервые вышла в море.

В 1958 году Риковер получил звание вице-адмирала и Золотую медаль Конгресса. Во многом благодаря Риковеру атомный флот США славится своей безаварийностью:

У меня есть сын. И я люблю его. И хочу чтобы всё, сделанное мной, было настолько безопасно, чтобы я мог со спокойной душой доверить ему пользование. Вот моё главное правило.
Адмирал Х. Д. Риковер
p. 55, Power at Sea: A Violent Peace, 1946-2006 (2006)

У адмирала Риковера сложились сложные отношения со многими высокопоставленными офицерами ВМС. Лучшей характеристикой этому будет цитата из речи Президента Ричарда Никсона во время присвоения Хайману Риковеру звания полного адмирала в 1973 году:

Я не пытаюсь сказать,… что он лишен противоречий. Он говорит что думает. У него бывают противники, которые с ним не согласны. Временами они правы, и он первый признает, что был неправ. Но сегодняшняя церемония символизирует величие американской военной системы, и флота в частности, потому что этот неоднозначный человек, этот человек, вносящий непривычные идеи, не был утоплен бюрократией; ибо если бюрократия топит гений, нация обречена на посредственность .

Адмирал Риковер создал атомный флот, но он не был "адептом третьей мировой", иногда он мечтал о том, чтобы "потопить их всех" (имея ввиду корабли с атомной энергетической установкой):

Одно из самых памятных замечаний он сделал, когда мы были на борту подводной лодки; он сказал, лучше бы атомный боеприпас не изобрели. И затем сказал: «Хорошо бы атомную энергию вообще не открывали». Я возразил: «Адмирал, но в этом вся ваша жизнь». Он ответил: «Я отказался бы от всех своих достижений, и ото всех преимуществ атомной энергетики для флота, для медицинских исследований, и всех других целей, если бы это позволило избежать развития атомного оружия».
Джимми Картер, 1984.
Tucker, Todd (2009). Atomic America. New York: Free Press. p. 219.

Адмирал Риковер вынужденно вышел в отставку в 1982 году в результате конфликта с Министром ВМС Дж. Леманом и корпорацией General Dynamics. Хайман Риковер прослужил в ВМС США 63 года при 13 Президентах. Умер адмирал Риковер в 1986 году в возрасте 86 лет. В честь адмирала Риковера названы АПЛ USS Hyman G. Rickover SSN-709 и один из корпусов Военно-морской академии США. Посмотрите на сегодняшние ВМС США - атомные авианосцы, атомные подводные лодки - являются основой американского могущества. Ключевую роль в этом сыграл адмирал Хайман Джордж Риковер.

ОТКРЫТОСТЬ И ГЛАСНОСТЬ-
ГОСБЕЗОПАСНОСТЬ!
СТРАШНЕЕ ШПИОНА
ТАИНСТВЕННЫЙ МРАК,
КОГДА У РУЛЯ
ЛЕГИТИМНЫЙ Д....

ИЗ интернета

1)
Энциклопедический словарь

РИКО;ВЕР Хайман (полн. Хайман Джордж Риковер, Hyman George Rickover) (27 января 1900, Маков, Польша - 8 июля 1986, Арлингтон, Виргиния), американский военно-морской деятель, адмирал (1973), инженер, специалист по ядерной энергетике (см. ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА). Семья Риковера иммигрировала в США в 1906 году, он вырос в Чикаго. Окончив военно-морскую академию, служил на подводных лодках и других судах, затем возглавил электротехническое подразделение военно-морского ведомства. С 1947 года руководил программой создания для флота двигателей на ядерном топливе; непосредственно руководил проектированием и строительством первой американской атомной подводной лодки «Наутилус» (Nautilus, 1954). Риковер возглавлял работы по строительству реактора для Комиссии по атомной энергии (Atomic Energy Commission), содействовал строительству первой в США полномасштабной атомной электростанции для гражданских нужд в Шиппингпорте (Пенсильвания, 1956-1957). В 1973 году стал полным адмиралом, был известен прямотой взглядов и преданностью ядерной энергетике.

2)
СОЗДАТЕЛЬ АМЕРИКАНСКОГО АТОМНОГО ФЛОТА

Http://www.evrey.com/sitep/person/arkhiv.php3?menu=224

Хаим Риковер (Риковер Хайман Джордж)

Хаим Риковер родился 27 января 1900 года в маленьком городке Маков еврейской черты оседлости царской России (ныне - территория Польши).

Его отец, Авраам Риковер, зарабатывал на жизнь шитьем. Но заказов было мало, семья с трудом сводила концы с концами.

Когда Хаиму исполнилось шесть лет, отец, гонимый нищетой и погромами, увез семью в Америку, в Чикаго. Здесь ему повезло - у него появилось много клиентов. Он стал модным портным. Сын пошел учиться в среднюю школу.

С 14 лет Хаим начал работать по вечерам. Но это не помешало ему блестяще окончить школу - в числе первых учеников. Родители мечтают, чтобы их сын стал врачом. Однако Хаима давно привлекала карьера военного моряка, самостоятельно выбрал он и учебное заведение - решил поступать в Морскую академию в Аннополисе.

Это было непросто. Для того, чтобы его допустили к вступительным экзаменам, требовалась рекомендация одного из членов Конгресса. Он обратился к конгрессмену от Чикагского округа Шабату, который хорошо знал семью Риковеров. Шабат одобрил стремление юноши и нужную рекомендацию дал.

В 1918 году Хаим поступает в Морскую академию в Аннополисе и здесь приобретает профессию корабельного инженера. В 1922-м он - выпускник. Ему присваивают звание младшего лейтенанта.

Затем - пять лет исправной службы на флоте. Риковер возглавляет инженерную группу линейного корабля. Его неординарные способности замечены начальством - к концу этого срока Хаима Риковера направляют в аспирантуру академии, в которой он обучался. Но ему этого мало. Чтобы продолжить образование, углубить профессиональные знания в области электротехники, он, учась в аспирантуре, поступает в Колумбийский университет и в результате получает степень магистра.

В 1929 году (год окончания университета) молодой специалист в течение нескольких месяцев стажируется на подводной лодке. Это определяет его дальнейшие планы - он добивается направления на курсы командиров субмарин. После их окончания его карьера связана только с американским подводным флотом.

В 1937-м Хаим - капитан подлодки военно-морской базы США на Филлипинах. А через два года его переводят в Управление кораблестроения военно-морского Департамента Пентагона. Все годы Второй мировой войны он возглавляет здесь энергетический отдел, который занимается усовершенствованием и проектированием двигателей для субмарин. Сразу же после войны (декабрь 1946 года) его, как грамотного специалиста, включают в творческую группу, задача которой - разработать перспективный проект создания ядерного оружия для боевых кораблей. Именно в этот период в нем зародилась идея строительства принципиально нового поколения двигателей для субмарин - используя в качестве источника энергии атомные реакторы.

В содружестве с еще четырьмя морскими офицерами Риковер разрабатывает конкретные предложения, подробно описав преимущества, которые может дать флоту США создание таких подводных лодок. И подает проект руководству. Но проект «застревает на полках» министерства. Причин тому - множество. Свою роль в этом, конечно же, играет общая неповоротливость американской бюрократической машины во всех эшелонах власти. Но нельзя сбрасывать со счетов и другие факторы. Некоторые не чуждые антисемитизму офицеры высшего командного состава испытывали неприязнь к «еврею-выскочке» и, пользуясь своими служебными связями и возможностями, всячески тормозили продвижение проекта.

Но сдаваться Хаим Риковер не собирался. На начальном этапе и потом, когда по ходу реализации той или иной идеи, возникали препятствия, он неизменно отыскивал «корень зла» и находил способы их преодоления. Был, например, случай, когда министр обороны Р.Макнамара (в период, когда президентом был Джон Кеннеди) воспротивился реализации проекта создания субмарин-ракетоносителей, автор проекта через его голову подал предложение прямо в Оборонный Комитет Конгресса. Понятно, что таким образом он нажил себе новых врагов - обращение к властям высшего ранга, минуя непосредственное начальство, в армии, мягко говоря, не поощряется. Но Риковер, пренебрегая «бюрократическими условностями», никогда не боялся, если требовалось, конфликтовать не только с непосредственным начальством, но и с высокопоставленными чиновниками вашингтонской администрации. Главным «аргументом» неизменно было для него достижение цели всеми средствами. Поэтому он и одерживал победы. «Он редко интересуется сегодняшним днем, - говорили о нем коллеги, - Он всегда устремлен в будущее..».

Нет ничего удивительного в том, что правительство США именно ему доверило организацию структур нового направления в проектировании и строительстве подлодок. Он сам подбирал нужных, умеющих мыслить творчески, специалистов, отыскивая талантливых людей в университетах, исследовательских лабораториях и на промышленных предприятиях. В статье тех лет нью-йоркская газета Таймс писала о нем: «Его ведущий принцип в работе с людьми - подбирать лояльных, поощрять инициативных и предоставлять специалистам возможность брать на себя такую ответственность, которую они могут на себя взять».

Пока шли работы по созданию первой атомной подводной лодки, при самом известном университете США (Массачусетский технологический институт) Хаим Риковер создал специальную школу - для подготовки офицеров будущего подводного флота. Системе подготовки грамотных кадров он придавал огромное значение. В составе делегации во главе с вице-президентом Никсоном, «отец американского подводного флота» посещает СССР, где изучает систему образования. Излагая итоги своих наблюдений на заседании специальной Комиссии Конгресса, он говорил: «Будущее принадлежит хорошо образованным нациям, так пусть это будет наша нация…».

Одним из наиболее важных достижений образовательной системы Риковер считал единые общегосударственные стандарты оценки знаний учащихся. Если сегодня многие дети и внуки российских иммигрантов, набрав высокие баллы на общеамериканских тестах, получают приглашение и гранты на учебу в престижные университеты США, этим они во многом обязаны человеку, родившемуся, как и они, далеко за океаном…

Подводный флот, считал Риковер, должен состоять из многоцелевых подводных лодок и стратегических субмарин-ракетоносцев. И последовательно проводил эту идею в жизнь, на каждом этапе настойчиво добиваясь реализации своих разработок. Благодаря этому американские кораблестроители сделали мощный рывок.

В 1960 году в свой первый боевой рейс вышла оснащенная ракетами типа «Полярис» атомная подводная лодка «Джордж Вашингтон».

В то время Хаим Риковер работал еще над двумя новыми проектами. В результате появилась многоцелевая субмарина «Лос-Анджелес». В ее снаряжении, кроме традиционных торпед, были крылатые ракеты «Томагавк», противокорабельные торпеды и мины. Таких подлодок не было больше ни в одной стране.

Но главным шедевром творческой мысли Риковера считается субмарина «Огайо». И по сей день подводные лодки этого класса составляют основу ракетно-ядерного потенциала Америки.

Следует отметить, что к шестидесятым годам прошлого столетия Хаим Дж. Риковер все еще носил звание капитана первого ранга. К тому времени он прослужил на флоте около 30-ти лет. В 1961-м году флотское начальство собиралась воспользоваться своим правом отправить его в отставку. Официально офицер, не получивший за столь длительный период высоких чинов считался бесперспективным.

Узнав об их планах, Риковер немедленно сообщил об этом в Сенат. Законодатели заставили Пентагон ходатайствовать перед президентом о предоставлении ему адмиральского звания.

Президенты США, кстати сказать, высоко оценивали роль Риковера в деле строительства атомного подводного флота. В 1964 году, когда он сам решил уйти в отставку, возглавлявший в то время правительство США президент Линдон Джонсон обратился к нему с личной просьбой - остаться на посту. Джонсон присвоил ему звание вице-адмирала.

Впоследствии с той же просьбой обращались к Риковеру президенты Никсон, Форд и Картер. Никсон подкрепил свое обращение присвоением создателю атомного подводного флота высшего чина. Риковер стал адмиралом с четырьмя звездами на погонах.

Особо тесные связи поддерживал с ним президент Картером, который в своих воспоминаниях писал: «Адмирал Хайман (Хаим) Риковер оказал огромное влияние на мою судьбу - не меньшее, чем мои родители. Я всегда считался с его мнением и часто обращался к нему за советами, даже если речь шла вообще не о флоте и кораблях…».

Почти 36 лет Хим Риковер был, по сути, единовластным руководителем строительства атомного подводного флота Америки. Он жестко, бескомпромиссно достигал цели, личным примером доказывая правильность своих решений. Он сумел реализовать почти все свои проекты. Недаром американские военные моряки называют его творение - «еврейский флот». И это - простая констатация факта, без тени иронии…

В отставку адмирал Риковер вышел в 1982 году, прослужив на флоте 64 года. Это - рекордный срок военной службы. И не только для США. Числится за ним и второй рекорд - ни одному морскому инженеру до него не присваивали столь высокого звания.

За свою долгую службу адмирал Риковер был награжден многими орденами и медалями. Еще при жизни одна из американских атомных субмарин была названа его именем.

Он умер от инсульта в июле 1986 года. Похоронен на Арлингтонском кладбище…

Семье в городке Маков Мазовецкий (в составе Российской империи, ныне Польша). Фамилия Риковер произошла от названия деревни и поместья Рыки , расположенного в часе езды от Варшавы , как и Маков Мазовецкий (вся еврейская община Рыки, как и Макова Мазовецкого, погибла во время Холокоста).

Избежав печального удела своих соплеменников, юный Риковер перед войной эмигрировал в США со своими родителями: Абрахамом и Рахиль. Это произошло после еврейских погромов 1905 года . Сначала семья проживала в Ист-сайде Манхэттена , спустя два года они перебрались в Лаундейл, пригород Чикаго , где его отец продолжил свою работу портным. Риковер начал работать с девяти лет, помогая своей семье. Позднее он говорил, что его детство было временем «тяжёлой работы, дисциплины и, бесспорно, недостатка приятного времяпровождения» .

Одновременно с учёбой в средней школе им. Джона Маршалла (Чикаго), которую он закончил с отличием в 1918 году , Риковер работал полную рабочую неделю, разнося телеграммы Western Union . Благодаря работе он познакомился с конгрессменом Адольфом Дж. Сабатом. После вмешательства друга семьи, Сабат, еврей - чешский иммигрант, рекомендовал Риковера к поступлению в Военно-морскую академию США . Благодаря самодисциплине, самообразованию и благосклонности фортуны будущий четырёхзвёздный адмирал сдал вступительный экзамен и был принят .

Начало военно-морской карьеры

В 1933 году, служа в Управлении инспектора по снабжению флота в Филадельфии (Пенсильвания), Риковер перевёл книгу адмирала, командующего немецкими лодками времен Первой мировой войны Германа Бауэра Das Unterseeboot (Подводная лодка). Этот перевод стал обязательным чтением для американских подводников.

В ходе войны, находясь во главе электрического отдела Корабельного бюро он был награждён орденом Почётного Легиона и получил опыт руководства большими исследовательскими программами, отбора талантливого технического персонала и тесного сотрудничества с частными подрядчиками. В выпуске журнала «Тайм» от 1954 года о Риковере говорится следующее:

Острый на язык Хайман Риковер гонял людей до изнеможения, продирался через бюрократизм, доводил подрядчиков до бешенства. Он наживал себе врагов, но к концу войны он получил звание кэптен и завоевал репутацию человека, доводящего дело до конца.

Оригинальный текст (англ.)

Sharp-tongued Hyman Rickover spurred his men to exhaustion, ripped through red tape, drove contractors into rages. He went on making enemies, but by the end of the war he had won the rank of captain. He had also won a reputation as a man who gets things done

Морские реакторы и комиссия по ядерной энергии

Адмирал Риковер на борту подводной лодки «Наутилус»

Риковер не разочаровал его. Благодаря воображению, целеустремленности, творчеству и инженерному опыту, собственному и его людей, появился высоконадёжный ядерный реактор , который умещался в корпус подводной лодки шириной не более 28 футов (8,5 м). Этого они добились, несмотря на следующие препятствия:

Его строгие требования и упор на личную честность - главный источник долгой безаварийной эксплуатации реакторов в ВМС США . Во второй половине 1950-х в беседе с одним из капитанов Риковер отчасти раскрыл источник такого навязчивого отношения к безопасности:

У меня есть сын. И я люблю его. И хочу чтобы все, сделанное мной, было настолько безопасно, чтобы я мог со спокойной душой доверить ему пользование. Вот мое главное правило.

Кроме того, Риковер подчеркнуто присутствовал на первом ходовом испытании чуть ли не каждой субмарины, закончившей постройку. Тем самым он одновременно как бы ставил личную печать ее годности, и обеспечивал тщательность испытаний, чтобы ее подтвердить, или наоборот выявить недостатки, требующие устранения.

В качестве главы Реакторного отдела он сосредоточивался скорее на надежности и безопасности техники, чем на тактической и стратегической подготовке. Это может навести на мысль, что из-за поглощенности эксплуатацией реакторов и одновременно прямого контакта с командирами, он мог повредить их боеспособности.

Но такая мысль не выдерживает проверки в свете засекреченных достижений американских подводников в эпоху холодной войны . О них, предположительно , рассказывает книга Зонтаг и Дрю . Мало того, рекорд ВМС США по безаварийной эксплуатации реакторов является резким контрастом главному конкуренту - Советскому флоту , который потерял несколько лодок в результате аварий реакторов: результат как спешки, так и избранных направлений строительства в соревновании с более передовой американской техникой.

Ретроспективный анализ октября 2007 года гласит:

Американские лодки далеко превосходили советские в критической области: скрытности, а одержимость Риковера к безопасностью и контролем качества принесла ВМС США непревзойденный рекорд безопасности. Это особенно важно в демократическом обществе, где громкий инцидент, такой как кризис на атомной станции Три-Майл Айленд в марте 1979 года, или ряд широко распубликованных ЧП, мог бы навсегда похоронить атомный флот.

Оригинальный текст (англ.)

U.S. submarines far outperformed the Soviet ones in the crucial area of stealth, and Rickover"s obsessive fixation on safety and quality control gave the U.S. nuclear Navy a vastly superior safety record to the Soviet one. This was especially crucial as in a democratic society, particularly after the Three Mile Island nuclear power station crisis in March 1979, a host of nuclear accidents or well-publicized near misses could have shut down the nuclear fleet completely .

Однако и во времена Риковера было известно, что чрезмерная сосредоточенность на эксплуатации и содержании реакторов могут встать на пути оперативных задач. Одним из противовесов стало введение, после отставки адмирала, правила по которому его должность во главе NAVSEA-08 могут занимать только самые сильные офицеры, с обязательным опытом командования подводными лодками, на восемь лет и только однажды в течение карьеры. Начиная со сменившего его Киннарда Мак-Ки (англ. Kinnaird R. McKee ), и до вступившего в должность в ноябре 2004 года Киркланда Дональда (англ. Kirkland H. Donald ), все командовали лодками, флотилиями или флотами; ни один не был, как Риковер, долгосрочно в инженерной должности.

Три-Майл Айленд

Противоречия

Сверхактивный, политизированный, резкий, неуживчивый, бесцеремонный, яркий, непревзойденный трудоголик , всегда требовательный к другим - невзирая на положение и ранги - как и к себе, Риковер был стихийной силой, и конечно порождал противоречия. Мало того, он «еле терпел посредственность, и совсем не переносил глупость». Как сказал один из его чикагских друзей, «По Риковеру, если кто туп, то лучше бы он вообще не жил». Даже будучи капитаном , он не скрывал своих мнений, а ведь многие офицеры, которых он считал тупыми, впоследствии достигли адмиральских чинов и попали в Пентагон .

Риковер вступал с ними в частые бюрократические перепалки, настолько громкие, что он чуть вообще не остался без адмиральства: две отборочные комиссии - состоявшие исключительно из адмиралов - обошли кэптена Риковера повышением, как раз когда он был на пути к славе. Одна из них заседала на следующий день после закладки «Наутилуса», состоявшейся в присутствии президента Трумэна . В конце концов понадобилось вмешательство Белого дома , Конгресса и Секретаря ВМС, - и весьма прозрачная угроза ввести в систему отбора гражданских - чтобы следующая отборочная комиссия поздравила дважды обойденного (что в нормальных обстоятельствах равносильно концу карьеры) Риковера с производством во флагманский ранг .

Даже старейшие, известнейшие, лично отобранные Риковером офицеры, такие как Эдвард Бич (англ. Edward L. Beach, Jr. ) , испытывали смешанные чувства к «доброму старому джентльмену» (как его иносказательно прозвали за глаза), и временами решительно и на полном серьезе называли его тираном, несмотря на постепенную утрату власти в последние годы.

Тем не менее, комментарий президента Никсона при вручении Риковеру четвертой звезды был прозрачен:

Я не пытаюсь сказать,… что он лишен противоречий. Он говорит что думает. У него бывают противники, которые с ним не согласны. Временами они правы, и он первый признает, что был неправ. Но сегодняшняя церемония символизирует величие американской военной системы, и флота в частности, потому что этот неоднозначный человек, этот человек, вносящий непривычные идеи, не был утоплен бюрократией; ибо если бюрократия топит гений, нация обречена на посредственность.

Оригинальный текст (англ.)

I don"t mean to suggest...that he is a man who is without controversy. He speaks his mind. Sometimes he has rivals who disagree with him; sometimes they are right, and he is the first to admit that sometimes he might be wrong. But the greatness of the American military service, and particularly the greatness of the Navy, is symbolized in this ceremony today, because this man, who is controversial, this man, who comes up with unorthodox ideas, did not become submerged by the bureaucracy, because once genius is submerged by bureaucracy, a nation is doomed to mediocrity .

Хотя и его военная власть, и доверие Конгресса в вопросах реакторов были абсолютны, они нередко порождали споры внутри флота. В качестве главы Реакторного отдела, и потому отвечая за «утверждение» компетентности экипажа в использовании матчасти он мог, по сути, отстранить корабль от службы, что несколько раз и делал, к ошеломлению всех причастных.

Коротко говоря, Риковер был одержим одной идеей: безопасной, до мелочей проверенной атомной программы. Вместе с его успехом крепло и убеждение многих наблюдателей, что при случае он пользуется властью, чтобы свести счеты или одернуть кого-нибудь.

Полная подотчетность

Резко отличаясь от множества адмиралов и старших офицеров, которые ищут виноватых среди других когда что-нибудь идет криво, Риковер неизменно брал на себя полную ответственность за все, происходящее в программе Корабельных ядерных силовых установок (англ. NNPP ). Вот одно из его высказываний:

Моя программа уникальна среди военных программ в следующем: вам знакомо выражение «с рожденья до могилы»; моя организация отвечает за идею проекта; за исследования и разработки; за проектирование и постройку оборудования, поставляемого на корабль; за эксплуатацию корабля; за отбор офицеров и матросов для него; и за их обучение и проготовку. Короче, я отвечаю за корабль в течение всей его жизни - с самого начала и до самого конца.

Оригинальный текст (англ.)

My program is unique in the military service in this respect: You know the expression "from the womb to the tomb"; my organization is responsible for initiating the idea for a project; for doing the research, and the development; designing and building the equipment that goes into the ships; for the operations of the ship; for the selection of the officers and men who man the ship; for their education and training. In short, I am responsible for the ship throughout its life – from the very beginning to the very end .

«Топи их всех»

При том, как Риковер был предан идее атомного движения, неожиданным выглядит его заявление перед Конгрессом в 1982 году , под конец карьеры, что будь его воля, он «утопил бы их всех». Внешне несуразное заявление, иногда относимое на счет старости человека, пережившего свое время. Но взятое в контексте, оно раскрывает личную честность Риковера - до такой степени, что он сожалеет о необходимости подобных машин в современном мире, и прямо указывает, что использование атомной энергии со временем вступит в противоречие с природой.

На слушании Конгресса он заявил:

Я не верю, что атомная энергия того стоит, если она распространяет радиацию. Тогда вы, возможно, спросите, зачем мне атомные корабли. Это необходимое зло. Я утопил бы их всех. Я не горжусь своей ролью во всем этом. Я это делал потому, что это необходимо для безопасности моей страны. Вот поэтому я такой сторонник запрета на эту бессмыслицу - войну. К несчастью, ограничения … попытки ограничения войн всегда проваливаются. История учит, что когда начинается война, каждая страна в итоге использует все оружие, какое у нее есть.

Всякий раз, создавая радиацию, вы создаете нечто с известным временем полураспада, иногда в миллиарды лет. Я считаю, что человечество однажды разрушит само себя, и потому важно взять под контроль эту страшную силу, и попытаться от нее избавиться.

Оригинальный текст (англ.)

I do not believe that nuclear power is worth it if it creates radiation. Then you might ask me why do I have nuclear powered ships. That is a necessary evil. I would sink them all. I am not proud of the part I played in it. I did it because it was necessary for the safety of this country. That"s why I am such a great exponent of stopping this whole nonsense of war. Unfortunately limits – attempts to limit war have always failed. The lesson of history is when a war starts every nation will ultimately use whatever weapon it has available." Further remarking: "Every time you produce radiation, you produce something that has a certain half-life, in some cases for billions of years. I think the human race is going to wreck itself, and it is important that we get control of this horrible force and try to eliminate it .

Однако после отставки - всего через несколько месяцев, в мае 1982 - адмирал Риковер еще подробнее высказался на вопрос: «Не могли бы вы сказать о своей ответственности за создание атомного флота, жалеете ли вы о чем-нибудь?»

У меня нет сожалений. Считаю, что я помог сохранить мир для этой страны. Чего об этом жалеть? Сделанное мной одобрено Конгрессом - представляющим народ. Благодаря полиции вы все живете в безопасности от внутренних врагов. Точно так же вы живете в безопасности от внешнего врага, потому что военная машина не позволяет ему напасть. Ядерная технология уже создавалась в других странах. На мне лежало создание нашего ядерного флота. Я смог его осуществить.

Оригинальный текст (англ.)

I do not have regrets. I believe I helped preserve the peace for this country. Why should I regret that? What I accomplished was approved by Congress -- which represents our people. All of you live in safety from domestic enemies because of security from the police. Likewise, you live in safety from foreign enemies because our military keeps them from attacking us. Nuclear technology was already under development in other countries. My assigned responsibility was to develop our nuclear navy. I managed to accomplish this .

Готовность отказаться от всего

Президент Джимми Картер в своем интервью Диане Сойер от 1984 года сказал:

Одно из самых памятных замечаний он сделал, когда мы были на борту подводной лодки; он сказал, лучше бы атомный боеприпас не изобрели. И затем сказал: «Хорошо бы атомную энергию вообще не открывали». Я возразил: «Адмирал, но в этом вся ваша жизнь». Он ответил: «Я отказался бы от всех своих достижений, и ото всех преимуществ атомной энергетики для флота, для медицинских исследований, и всех других целей, если бы это позволило избежать развития атомного оружия».

Оригинальный текст (англ.)

One of the most remarkable things that he ever told me was when we were together on the submarine and he said that he wished that a nuclear explosive had never been evolved. And then he said, "I wish that nuclear power had never been discovered." And I said, "Admiral, this is your life." He said, "I would forego all the accomplishments of my life, and I would be willing to forego all the advantages of nuclear power to propel ships, for medical research and for every other purpose of generating electric power, if we could have avoided the evolution of atomic explosives .

Упор на образование

Ребенком, живя в Польше под властью России, Риковер не мог ходить в общую школу из-за того что был евреем. С четырех лет он посещал хедер , где учили исключительно Тору и иврит . Занятия были от рассвета до заката, шесть дней в неделю . После получения формального образования в США (см. выше) и рождения сына, адмирал Риковер стал проявлять стойкий пристальый интерес к уровню образования в Соединенных Штатах. В 1957 году он заявил:

Я считаю, сейчас самое время трезво обдумать нашу ответственность перед потомками - теми, кто прозвонит отходную веку ископаемых топлив. Наша высшая ответственность, гражданская и родительская, это дать американскому юношеству наилучшее образование. Нам нужны лучшие учителя, и в достаточном количестве, чтобы приготовить молодых к будущему, несравненно более сложному чем настоящее, для чего понадобится все больше компетентных и высоко образованнных молодых людей.

Оригинальный текст (англ.)

I suggest that this is a good time to think soberly about our responsibilities to our descendents - those who will ring out the Fossil Fuel Age. Our greatest responsibility, as parents and as citizens, is to give America"s youngsters the best possible education. We need the best teachers and enough of them to prepare our young people for a future immeasurably more complex than the present, and calling for ever larger numbers of competent and highly trained men and women .

Риковер придерживался мнения что уровень образования в США неприемлемо низок. Этот вопрос был в центре его первой книги, «Образование и свобода » (англ. Education and Freedom , 1960) которая представляет собой собрание эссе, призывающих к повышению требований, особенно в преподавании математики и точных наук. В ней адмирал пишет, что «образование есть важнейшая проблема, стоящая сегодня перед Соединенными Штатами», и что «только повсеместное повышение школьных стандартов гарантирует процветание в будущем и свободу республики». Вторая книга, «Школы - швейцарские и наши » (англ. Swiss Schools and Ours , 1962) является едким сравнением образовательных систем Швейцарии и Америки. Он утверждает, что более высокие стандарты швейцарских школ, включая более длинный день и учебный год, в сочетании с подходом, поощряющим выбор ученика и академическую специализацию, дают лучшие результаты.

Его постоянный интерес к образованию привел к нескольким беседам с президентом Кеннеди . Еще на действительной службе адмирал подчеркивал, что школьная система должна сделать три вещи: во первых, дать ученику существенный объем знаний, во-вторых развить в нем интеллектуальные навыки, необходимые для применения знаний во взрослой жизни, и в-третьих, привить ему привычку судить о вещах и явлениях на основе проверяемых фактов и логики.

Исходя их мысли, что «выращивание из юных студентов выдающихся людей и лидеров в науке и технике есть важнейший вклад в будущее Соединенных Штатов и всего мира», он выйдя в отставку основал в 1983 году Центр повышения образования (англ. Center for Excellence in Education ) .

Кроме того, научно-исследовательский институт (в прошлом Исследовательский институт Риковера), основанный им в 1984 году на базе , остается высоко ценимой летней программой для обещающих старшеклассников со всего света.

Вынужденная отставка

В конце 1970-х годов положение Риковера казалось как никогда прочным. В течение более двух десятилетий он выдерживал попытки высоких флотских чинов выжить его в отставку, в том числе вынужденную работу в перестроенном женском туалете и два отказа в продвижении по службе. Наличие протеже, Джимми Картера, в Белом доме, и могущественных друзей в Комиссиях по Вооруженным силам как Палаты представителей , так и Сената обеспечило ему пребывание на действительной службе надолго после того, как большинство других адмиралов закончили уже вторую карьеру .

Придя в ярость, Риковер презрительно отозвался и о соглашении, и о самом Лемане (которым отчасти двигало стремление исполнить программу Рейгана Флот в 600 кораблей). Это было далеко не первое его столкновение с оборонной индустрией. Он давно славился жёсткой, а то и жестокой требовательностью к подрядчикам Но на этот раз конфликт с Electric Boat принял форму открытой, неограниченной войны. .

Велиотис в 1983 году был обвинен расширенным судом присяжных в рэкете и мошенничестве , за попытку получить от субподрядчика взятку в 1,3 миллиона долларов. Однако он сумел бежать на родину, в Грецию, где и ведёт роскошную жизнь, скрываясь от американского правосудия.

Следуя обвинениям Велиотиса, временная Комиссия ВМС по единовременным дарам нашла, что Риковер виновен в получении от General Dynamics в течение 16 лет подарков, в том числе украшений, мебели и коллекционных ножей на сумму $67 628. Расследовались также обвинения в получении подарков от двух других крупных подрядчиков флота: General Electric и Newport News .

Велиотис также утверждал, не приводя доказательств, что General Dynamics одаривала и других высших офицеров флота, и систематически занижала стоимость контрактов, с намерением взыскать превышение сметы с правительства. Эти обвинения флотом не расследовались, отчасти из-за бегства Велиотиса .

Министр Леман, в прошлом военно-морской авиатор, сделал Риковеру выговор за неподобающее поведение в письменной форме без занесения в личное дело, где упоминал, что его «выход из милости из-за безделушек следует рассматривать в контексте его неизмеримых заслуг перед флотом» . Риковер опубликовал через своего адвоката заявление. В нем говорилось, что «его совесть чиста» по части подарков, и что «никогда подношения и услуги не влияли на его решения» . Сенатор от Висконсина Уильям Проксмайр (англ. William Proxmire ), давний сторонник Риковера, позже публично заявил, что инфаркт адмирала связан с тем, как его наказала и «вываляла в грязи та самая организация, которой он сослужил неоценимую службу» .

Помимо личной вражды и борьбы за власть, преклонный возраст Риковера, его замкнутость на одной задаче, политическая позиция относительно ядерной энергии и граничащее с неподчинением упорное сопротивление выплате мошеннически раздутых исков дали министру Леману весомые политические основания чтобы уволить Риковера. Частичная потеря управления и проваливание на глубину во время ходовых испытаний вновь построенной лодки USS La Jolla (SSN-701), - за которой он осуществлял личный надзор - предоставили последний необходимый повод.

Поставленный в известность Леманом о решении, что Риковеру пора в отставку, президент Рейган пожелал с ним встретиться лично. По словам Лемана в его книге англ. Command of the Seas , Риковер был недоволен таким оборотом, и во время встречи пустился в обвинительную тираду против Лемана, в присутствии министра обороны Каспара Уайнбергера. Говоря о Лемане, Риковер сказал:

«Господин президент, этот червяк ничего не понимает во флоте». Адмирал повернулся (к Леману) и возвысил голос до крика: «Ты просто хочешь от меня избавиться, хочешь вытолкать меня из программы, чтобы ее развалить». Переключившись на президента, он взревел: «Он просто врет, он прекрасно знает, что служит контракторам. Они хотят меня выгнать, ради своих исков, потому что я единственный в правительстве не даю им грабить налогоплательщиков».

Оригинальный текст (англ.)

Mr. President, that piss-ant knows nothing about the Navy." The admiral turned toward (Lehman) and raised his voice now to a fearsome shout. "You just want to get rid of me, you want me out of the program because you want to dismantle the program." Shifting now toward President Reagan, he roared on: "He"s a goddamn liar, he knows he is just doing the work of the contractors. The contractors want me fired because of all the claims and because I am the only one in the government who keeps them from robbing the taxpayers .

Это был тяжелый для президента момент в Овальном кабинете. Он настолько беспокоился об этом человеке, об адмирале Риковере, что попросил нас всех выйти. Он сказал: "Адмирал Риковер и я смотрим на вещи одинаково. Не могли бы вы оставить нас на время? Нам нужно поговорить о политике."

Оригинальный текст (англ.)

It was a difficult moment for the president in the Oval Office. And he was so concerned about the man, about Admiral Rickover and that he not be embarrassed, that he asked us all to leave. He said, "Admiral Rickover and I see things the same way. Could you leave us a while? We want to talk about policy .

Уважительно отозвавшись о прошлых заслугах Риковера, но не поощряя его дальнейшей службы, президент завершил встречу, и 63-летней карьере адмирала пришел конец.

Флотское расследование Electric Boat , отделения General Dynamics , вскоре прекратилось. По словам Теодора Роквелла, более 15 лет служившего техническим директором при адмирале, официальные лица General Dynamics открыто хвастались в Вашингтоне, что «добрались до Риковера» .

Память об адмирале

Тело адмирала было погребено на Арлингтонском национальном кладбище (секция 5) . Его первая жена Рут Мастерс Риковер (1903-1972) похоронена рядом с ним. На его памятнике выбито имя его второй жены Элеоноры А. Беднович-Риковер, с которой он познакомился в Корпусе флотских медсестер, где она служила коммандером . После него остался единственный сын Роберт Риковер, который работает учителем в технической школе в Александрии.

Могила Риковера расположена с видом на Вечный огонь президента Кеннеди . Примечательно, что он подарил президенту табличку со старинной бретонской молитвой: «Море Твое так велико, о Господи, а лодка моя так мала» . Табличка выставлена в Президентской библиотеке Джона Ф. Кеннеди, в экспозиции «Овальный кабинет» .

В его честь названы:

USS Hyman G. Rickover (SSN-709)

  • Центр имени Риковера военно-морского Учебного командования ядерной энергетики.

Награды

Личные награды адмирала Риковера включают:

Награды за войны и кампании:

  • Медаль за победу в Первой мировой войне
  • Медаль за службу в Китае
  • Медаль за службу в Американских вооруженных силах
  • Медаль за Азиатско-тихоокеанскую кампанию
  • Медаль за оккупационную службу ВМС США
  • Медаль за службу в Национальных вооруженных силах

В признание заслуг во время войны, ему присвоено звание Почетного коммандера Военного отдела Ордена Британской империи .

За выдающуюся гражданскую службу он был дважды награжден Золотой медалью Конгресса: в 1958 году и, спустя 25 лет, в 1983 году. В 1980 году за вклад в дело мира президент Картер вручил ему Президентскую медаль Свободы , высшую невоенную награду Америки.

Кроме того он получил 61 гражданскую награду и 15 почетных степеней, включая престижную Премию Энрико Ферми , «за инженерные достижения и образцовое руководство при создании безопасной и надежной ядерной энергетики и ее успешное применение в национальной безопасности и экономике» .

Примечания

  1. Официальный отчёт адмирала Ф.Л. Боумана (флот США) перед комитетом по науке и технике, 29 октября 2003 года (англ.) . www.navy.mil. Проверено 30 августа 2009.
  2. (англ.) (5 июля 2006). Проверено 30 августа 2009.
  3. Science: The Man in Tempo 3. (англ.) . Time (11 января 1954). Проверено 30 августа 2009.
  4. Memorial Tributes: National Academy of Engineering, Volume 3 . - Washington, D.C.: National Academy Press, 1989. - С. 290-297. - 383 с. - ISBN 978-0-309-03939-0
  5. Theodore Rockwell. The Rickover Effect . - Annapolis: Naval Institute Press, 1992. - С. 22. - 488 с. - ISBN 978-0-595-25270-1
  6. Chris Adams. Inside the Cold War . - Maxwell AFB, Alabama: Air University Press, 1999. - С. 23. - 180 с. - ISBN 978-1-585-66068-1
  7. Richard L. Zweigenhaft, G. William Domhoff. Diversity in the power elite . - Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2006. - С. 29-30. - 267 с. - ISBN 978-0-742-53699-9
  8. Francis Duncan. Rickover: The Struggle for Excellence . - Annapolis, MD: Naval Institute Press, 2001. - С. 71-77. - 364 с. - ISBN 978-1-557-50177-6

Хайман Риковер родился в еврейской семье в городке Маков Мазовецкий (в составе Российской империи, ныне Польша). Фамилия Риковер произошла от названия деревни и поместья Рыки, расположенного в часе езды от Варшавы, как и Маков Мазовецкий (вся еврейская община Рыки, как и Макова Мазовецкого, погибла во время Холокоста).

Избежав печального удела своих соплеменников, юный Риковер перед войной эмигрировал в США со своими родителями: Абрахамом и Рахиль. Это произошло после еврейских погромов 1905 года. Сначала семья проживала в Ист-сайде Манхэттена, спустя два года они перебрались в Лаундейл, пригород Чикаго, где его отец продолжил свою работу портным. Риковер начал работать с девяти лет, помогая своей семье. Позднее он говорил, что его детство было временем «тяжёлой работы, дисциплины и, бесспорно, недостатка приятного времяпровождения».

Одновременно с учёбой в средней школе им. Джона Маршалла (Чикаго), которую он закончил с отличием в 1918 году, Риковер работал полную рабочую неделю, разнося телеграммы Western Union. Благодаря работе он познакомился с конгрессменом Адольфом Дж. Сабатом. После вмешательства друга семьи, Сабат, еврей - чешский иммигрант, рекомендовал Риковера к поступлению в Военно-морскую академию США. Благодаря самодисциплине, самообразованию и благосклонности фортуны будущий четырёхзвёздный адмирал сдал вступительный экзамен и был принят.

Начало военно-морской карьеры

2 июня 1922 года, по окончании учёбы (107-м в выпуске из 540 человек) Риковер получил звание энсайн. Ожидая доставки на свой первый корабль – эсминец «Ла Валетта» (англ. USS La Vallette (DD-315)) на Западное побережье через Панамский канал - он добился стипендии Чикагского университета для изучения истории и психологии. Некоторое время находился на эсминце «Персиваль» (англ. USS Percival (DD-298)), так как «Ла Валетта» была в море. Попав на борт «Ла Валетты», он настолько впечатлил своего командира, что 21 июня 1923 года тот назначил его старшим механиком, несмотря на недостаточный опыт. Спустя неполный год после выпуска из академии Риковер стал самым молодым механиком эскадры.

В дальнейшем он служил на линкоре «Невада» (англ. USS Nevada (ВВ-36)), затем получил степень магистра по электротехнике (после года, проведённого в Военно-морской аспирантуре). Дальнейшую работу он продолжил в Колумбийском университете. Там он встретил свою будущую жену, христианку, студентку по международному обмену Рут Д. Мастерс. В 1931 году, после того как она вернулась с докторантуры в Сорбонне, они поженились. Вскоре после женитьбы Риковер написал родителям о своём желании перейти в епископальную церковь и оставался в её лоне до конца своих дней.

Риковер поехал в Вашингтон и добровольно поступил на подводный флот. Ему больше нравилась служба на небольших кораблях, к тому же он знал, что молодые офицеры на подводных лодках быстро продвигаются по службе. Его заявление было отклонено ввиду его возраста (29 лет). Но судьба распорядилась иначе. На борту «Невады» служил его бывший командир, который вступился за Риковера. С 1929 по 1933 год Риковер служил на подводных лодках (S-9 и S-48), и получил допуск к самостоятельному управлению и командованию кораблем.

В 1933 году, служа в Управлении инспектора по снабжению флота в Филадельфии (Пенсильвания), Риковер перевёл книгу адмирала, командующего немецкими лодками времен Первой мировой войны Германа Бауэра Das Unterseeboot (Подводная лодка). Этот перевод стал обязательным чтением для американских подводников.

Только в июле 1937 года он принял в командование свой первый корабль - тральщик «Финч» (англ. USS Finch (АМ-9)). 1 июля 1937 года ему было присвоено звание лейтенант-коммандер. В октябре 1937 года он был избран для инженерной службы и сдал «Финч» новому командиру. После некоторой задержки, 15 августа 1939 года поступил в распоряжение Инженерного управления флота в Вашингтоне. В дальнейшем служил по специальности.

В результате атаки на Перл-Харбор в декабре 1941 года, были потоплены 5 линкоров. 10 апреля 1942 года Риковер вылетел в Перл-Харбор. Он сыграл ключевую роль в подъеме «Калифорнии» (англ. USS California (BB-44)), и стал «ведущей фигурой в приведении электрических генераторов и моторов в рабочее состояние», что позволило линкору дойти своим ходом из Перл-Харбор до военно-морской верфи Пьюджет-Саунд. В мае 1944, после модернизации «Калифорния» вернулась к участию в боевых действиях против Японии.

Лучшие дня

Морские реакторы и комиссия по ядерной энергии

В 1946 году на базе проекта «Манхэттен» был начат новый проект - создание ядерной энергетики. Лаборатория Клинтон (ныне национальная лаборатория Оук-Ридж), занимающаяся ядерной энергией, разрабатывала ядерные электрогенераторы. Флот решил послать для участия в проекте восемь человек: четырёх гражданских, одного старшего и трёх младших офицеров. Риковер, сознавая потенциал применения ядерной энергии на флоте, обратился с рапортом об участии.

Хотя вначале он и не был избран, но благодаря вмешательству адмирала Эрла Миллса, своего бывшего командира, ставшего в том году главой Корабельного бюро, Риковер был направлен в Оук-Ридж как заместитель управляющего всем проектом. Так он получил доступ ко всем средствам, проектам и материалам исследований.

Наблюдая работу таких физиков как Росс Ган, Филипп Абельсон и других участников проекта «Манхэттен», Риковер быстро стал сторонником идеи ядерной корабельной силовой установки, особенно для военно-морского флота. В сотрудничестве с Алвином Вейнбергом, директором по науке в Оук-Ридж, он основал Институт реакторной технологии Оук-Ридж и начал работы над водо-водяным реактором для подводных лодок.

В феврале 1949 года он получил назначение в отдел по разработке реакторов Комиссии по ядерной энергии и руководил работами флота в данной области в качестве директора Отдела военно-морских реакторов Корабельного бюро, с подчинением адмиралу Миллсу. Эта двойная роль позволяла ему как возглавить работу по созданию первой в мире атомной подлодки «Наутилус» (USS Nautilus (SSN-571)), вступившей в строй в 1954 году, так и следить за строительством атомной электростанции в Шипингпорт, оснащённой первым гражданским ядерным реактором.

Решение назначить Риковера главой национальной программы по созданию атомных подводных лодок, в конечном счёте, принял адмирал Миллс. По словам генерал-лейтенанта Лесли Гровза, руководителя проекта «Манхэттен» от военных, Миллс стремился поставить весьма решительного человека, и хотя он знал, что Риковер «не очень уживчив» и «не очень популярен», но он считал что Риковер именно тот, на кого флот может положиться, «с каким бы сопротивлением он ни столкнулся, если только он убеждён в потенциале атомных подводных лодок».

Риковер не разочаровал его. Благодаря воображению, целеустремленности, творчеству и инженерному опыту, собственному и его людей, появился высоконадёжный ядерный реактор, который умещался в корпус подводной лодки шириной не более 28 футов (8,5 м). Этого они добились, несмотря на следующие препятствия:

В начале 1950-х ядерные реакторы мощностью в мегаватт занимали площадь примерно равную площади городского квартала.

Прототип силовой установки «Наутилуса» стал первым в мире высокотемпературным ядерным реактором

Основных физических данных, необходимых для разработки реактора, ещё не было.

Не существовало методов проектирования реакторов

Не было инженерных данных по поведению металлов в воде, одновременно подвергающихся воздействию высоких температур, давления и радиационных излучений широкого спектра.

Не существовало паропроизводящих ядерных установок.

Никто не разрабатывал паровых силовых установок для широкого диапазона температур и давлений в конденсаторе, возникающих при эксплуатации подводных лодок.

Требовалось создать компоненты из таких экзотических материалов как гафний и цирконий (а сначала добыть сами материалы), для чего не существовало готовых технологий.

В 1958 году Риковер был повышен в звании до вице-адмирала и награждён первой из двух Золотых медалей Конгресса. С тех пор и почти тридцать лет он строжайше контролировал корабли, технику и личный состав атомного флота, лично проводил собеседования, одобряя или отвергая каждого офицера - кандидата на атомные корабли. За время его беспрецедентно долгой карьеры этих собеседований накопилось огромное количество: только со свежими выпускниками он встречался свыше 14 000 раз. Эти легендарные собеседования занимают немалое место в воспоминаниях студентов-кандидатов офицерского резерва (англ. ROTC). Во всем спектре от загадочных и разносных до благодушных, от мичманов Академии до авиаторов в высоких званиях, стремившихся получить командование авианосцем (временами переходившие в стычки характеров), эти собеседования в большинстве потеряны для истории, за исключением нескольких задокументированных случаев, плюс личное интервью, взятое Дайаной Сойер в 1984 году.

Кроме того, Риковер подчеркнуто присутствовал на первом ходовом испытании чуть ли не каждой субмарины, закончившей постройку. Тем самым он одновременно как бы ставил личную печать ее годности, и обеспечивал тщательность испытаний, чтобы ее подтвердить, или наоборот выявить недостатки, требующие устранения.

В качестве главы Реакторного отдела он сосредоточивался скорее на надежности и безопасности техники, чем на тактической и стратегической подготовке. Это может навести на мысль, что из-за поглощенности эксплуатацией реакторов и одновременно прямого контакта с командирами, он мог повредить их боеспособности.

Но такая мысль не выдерживает проверки в свете засекреченных достижений американских подводников в эпоху холодной войны. О них, предположительно, рассказывает книга Зонтаг и Дрю. Мало того, рекорд ВМС США по безаварийной эксплуатации реакторов является резким контрастом главному конкуренту - Советскому флоту, который потерял несколько лодок в результате аварий реакторов: результат как спешки, так и избранных направлений строительства в соревновании с более передовой американской техникой.

Однако и во времена Риковера было известно, что чрезмерная сосредоточенность на эксплуатации и содержании реакторов могут встать на пути оперативных задач. Одним из противовесов стало введение, после отставки адмирала, правила по которому его должность во главе NAVSEA-08 могут занимать только самые сильные офицеры, с обязательным опытом командования подводными лодками, на восемь лет и только однажды в течение карьеры. Начиная со сменившего его Киннарда Мак-Ки (англ. Kinnaird R. McKee), и до вступившего в должность в ноябре 2004 года Киркланда Дональда (англ. Kirkland H. Donald), все командовали лодками, флотилиями или флотами; ни один не был, как Риковер, долгосрочно в инженерной должности.

Вынужденная отставка

В конце 1970-х годов положение Риковера казалось как никогда прочным. В течение более двух десятилетий он выдерживал попытки высоких флотских чинов выжить его в отставку, в том числе вынужденную работу в перестроенном женском туалете и два отказа в продвижении по службе. Наличие протеже, Джимми Картера, в Белом доме, и могущественных друзей в Комиссиях по Вооруженным силам как Палаты представителей, так и Сената обеспечило ему пребывание на действительной службе надолго после того, как большинство других адмиралов закончили уже вторую карьеру.

Но 31 января 1982 года, в возрасте за 80, прослужив стране 63 года при 13-ти президентах (от Вильсона до Рейгана) в звании полного адмирала, он был принуждён к отставке министром ВМС Джоном Леманом, с ведома и согласия президента Рональда Рейгана.

В начале 1980-х дефекты корпусной сварки - скрывавшиеся с помощью фальсифицированных отчётов - привели к серьезной задержке поставки и превышению бюджета нескольких подлодок, строившихся на верфи Electric Boat корпорации General Dynamics. В некоторых случаях ремонт вылился практически в разборку и постройку заново почти готовых лодок. Верфь пыталась переложить превышение расходов непосредственно на флот, но Риковер «зубом и когтем» боролся за каждый шаг с генеральным менеджером Велиотисом (англ. P. Takis Veliotis), требуя чтобы верфь сама исправила некачественную работу.

Хотя строитель в конечном счете в 1981 году договорился с флотом на оплату 634 из заявленных 843 миллионов долларов превышенного бюджета, Риковер не мог успокоиться что верфь, по существу, в судебном порядке возложила на флот вину за собственную некомпетентность и обман. По иронии, ВМС были еще и страховщиком верфи, - и хотя идея компенсировать верфь на этом основании вначале была отвергнута как «неслыханная» секретарем Леманом, иск General Dynamics включал требование выплаты страховки.

Придя в ярость, Риковер презрительно отозвался и о соглашении, и о самом Лемане (которым отчасти двигало стремление исполнить программу Рейгана Флот в 600 кораблей). Это было далеко не первое его столкновение с оборонной индустрией. Он давно славился жёсткой, а то и жестокой требовательностью к подрядчикам. Но на этот раз конфликт с Electric Boat принял форму открытой, неограниченной войны.

Велиотис в 1983 году был обвинен расширенным судом присяжных в рэкете и мошенничестве, за попытку получить от субподрядчика взятку в 1,3 миллиона долларов. Однако он сумел бежать на родину, в Грецию, где и ведёт роскошную жизнь, скрываясь от американского правосудия.

Следуя обвинениям Велиотиса, временная Комиссия ВМС по единовременным дарам нашла, что Риковер виновен в получении от General Dynamics в течение 16 лет подарков, в том числе украшений, мебели и коллекционных ножей на сумму $67 628. Расследовались также обвинения в получении подарков от двух других крупных подрядчиков флота: General Electric и Newport News.

Велиотис также утверждал, не приводя доказательств, что General Dynamics одаривала и других высших офицеров флота, и систематически занижала стоимость контрактов, с намерением взыскать превышение сметы с правительства. Эти обвинения флотом не расследовались, отчасти из-за бегства Велиотиса.

Министр Леман, в прошлом военно-морской авиатор, сделал Риковеру выговор за неподобающее поведение в письменной форме без занесения в личное дело, где упоминал, что его «выход из милости из-за безделушек следует рассматривать в контексте его неизмеримых заслуг перед флотом». Риковер опубликовал через своего адвоката заявление. В нем говорилось, что «его совесть чиста» по части подарков, и что «никогда подношения и услуги не влияли на его решения». Сенатор от Висконсина Уильям Проксмайр (англ. William Proxmire), давний сторонник Риковера, позже публично заявил, что инфаркт адмирала связан с тем, как его наказала и «вываляла в грязи та самая организация, которой он сослужил неоценимую службу».

Помимо личной вражды и борьбы за власть, преклонный возраст Риковера, его замкнутость на одной задаче, политическая позиция относительно ядерной энергии и граничащее с неподчинением упорное сопротивление выплате мошеннически раздутых исков дали министру Леману весомые политические основания чтобы уволить Риковера. Частичная потеря управления и проваливание на глубину во время ходовых испытаний вновь построенной лодки USS La Jolla (SSN-701), - за которой он осуществлял личный надзор - предоставили последний необходимый повод.

Память об адмирале

28 февраля 1983 года отмечалась отставка Риковера. Среди гостей присутствовали все три живущих экс-президента: Картер, Никсон и Форд. Президента Рейгана не было.

Адмирал Риковер скончался 8 июля 1986 года у себя дома в Арлингтоне (Виргиния) вследствие инсульта. На поминальной службе, проведённой адмиралом Джеймсом Д. Уоткинсом в Вашингтонском национальном кафедральном соборе присутствовали президент США Джимми Картер, госсекретарь Джордж П. Шульц, Секретарь ВМС Леман, высшие флотские офицеры, всего около тысячи человек. Вдова Риковера попросила президента Картера прочесть сонет Джона Милтона «На его слепоту». Картер сказал, что сначала он был поставлен в тупик её просьбой, но затем он понял, что её просьба имеет особое значение для всех вдов моряков и членов семей тех, кто сейчас находится далеко в море: «Он также служит: тот, кто лишь стоит и ждёт».

Тело адмирала было погребено на Арлингтонском национальном кладбище (секция 5). Его первая жена Рут Мастерс Риковер (1903-1972) похоронена рядом с ним. На его памятнике выбито имя его второй жены Элеоноры А. Беднович-Риковер, с которой он познакомился в Корпусе флотских медсестер, где она служила коммандером. После него остался единственный сын Роберт Риковер, который работает учителем в технической школе в Александрии.

Могила Риковера расположена с видом на Вечный огонь президента Кеннеди. Примечательно, что он подарил президенту табличку со старинной бретонской молитвой: «Море Твое так велико, о Господи, а лодка моя так мала». Табличка выставлена в Президентской библиотеке Джона Ф. Кеннеди, в экспозиции «Овальный кабинет».

Всего несколько имен в XX веке приходят на ум, если поискать тех, кто оказал решающее влияние как на свой флот, так и страну: Мэхэн, Фишер, Горшков. К ним добавился и Риковер. Его беспрецедентное стремление к превосходству всего, что он делал, повернуло на новый путь технику, контроль качества, отбор персонала, обучение и подготовку флота, и имела далеко идущие последствия, как для военно-промышленного комплекса, так и для гражданской ядерной энергетики.

Награды

Личные награды адмирала Риковера включают:

Нагрудный знак подводника

Медаль «За выдающуюся службу» (ВМС США) с двумя звездами

Американскую Медаль Почетного легиона с двумя звездами

Почетная медаль Флота с двумя звездами

Почетная медаль Армии

Награды за войны и кампании:

Медаль за победу в Первой мировой войне

Медаль за службу в Китае

Медаль за службу в Американских вооруженных силах

Медаль за Азиатско-тихоокеанскую кампанию

Медаль Победы во Второй мировой войне

Медаль за оккупационную службу ВМС США

Медаль за службу в Национальных вооруженных силах

В признание заслуг во время войны, ему присвоено звание Почетного коммандера Военного отдела Ордена Британской империи.

За выдающуюся гражданскую службу он был дважды награжден Золотой медалью Конгресса: в 1958 году и, спустя 25 лет, в 1983 году. В 1980 году за вклад в дело мира президент Картер вручил ему Президентскую медаль Свободы, высшую невоенную награду Америки.

Кроме того он получил 61 гражданскую награду и 15 почетных степеней, включая престижную Премию Энрико Ферми, «за инженерные достижения и образцовое руководство при создании безопасной и надежной ядерной энергетики и ее успешное применение в национальной безопасности и экономике».