Минералы и ювелиры

Крейсер 1 го ранга богатырь. Богатырь (бронепалубный крейсер). Полное водоизмещение, тонн


«Олег» - 20,45 узла
«Кагул» - 24,75 узла
«Очаков» - 23 узла Дальность плавания «Богатырь» - 2760 миль на 12 узлах
«Олег» - 1200 миль на 12 узлах
«Кагул» - 2100 миль на 12 узлах
«Очаков» - 3300 миль на 12 узлах (фактическая) Экипаж 19 офицеров
12 - 17 кондукторов
540 - 565 матросов Вооружение Артиллерия на момент вступления в строй
2 × 2 и 8 × 1 - 152/45-мм
12 × 1 - 75/50-мм
8 × 1 - 47-мм Минно-торпедное вооружение «Богатырь» - 2 381-мм надводных ТА
2 подводных ТА, остальные - 2 381-мм подводных ТА Медиафайлы на Викискладе

Выбор концепции дальнего разведчика

Разрабатывая требования к дальнему разведчику специалисты МТК стремились получить крейсер, более сильный и быстроходный, чем аналогичные крейсера японского и британского флотов . В качестве наиболее серьёзного и вероятного противника рассматривались японские бронепалубные крейсера типа «Касаги» . Проект этих крейсеров разрабатывался на основе крейсера «Такасаго », построенного для японского флота британской компанией «Армстронг ». «Касаги » и его систершип «Читосэ » строились в США , имела нормальное водоизмещение 4760-4900 тонн (полное приближалось к 6000 тонн), скорость 22,5 узла и вооружались двумя 203-мм орудиями в оконечностях и десятью 120-мм орудиями в бортовых установках . Данные корабли считались наиболее боеспособными бронепалубными крейсерами японского флота и русский проект должен был их превзойти.

Согласно заданию новые крейсера должны были иметь скорость полного хода 23 узла, дальность плавания требовалась не менее 5000 миль 10-узловым ходом. Предусматривалось использование водотрубнывх котлов Белльвиля . Специалисты артиллерийского отдела МТК решили установить на крейсерах 12 152-мм орудий Канэ, считая, что в единицу времени они смогут выпустить больше металла, чем японские противники с их смешанным вооружением . 203-мм орудия признавались слишком тяжёлыми для крейсеров, а 120-мм слишком лёгкими. Кроме того требовалось установить 12 75-мм пушек и 8 47-мм пушек для отражения атак миноносцев. Предусматривалось шесть торпедных аппаратов .

Водоизмещение крейсеров ограничивалось по экономическим соображениям 6000 тонн, что при заданных параметрах по скорости, дальности и вооружению исключало установку бортового броневого пояса . Поэтому МТК счёл возможным ограничиться карапасной броневой палубой , не задав её конкретной толщины. Броневую палубу должны были дополнять бортовые угольные ямы и коффердамы . Защита личного состава полностью игнорировалась .

Выбор проекта

Несмотря на определённые успехи отечественного судостроения, мощности российских верфей и заводов оказались недостаточны для удовлетворения экстренных нужд флота. Поэтому в 1898 году было решено передать часть заказов на военные корабли по программе 1898 года иностранным компаниям на конкурсной основе. Среди них оказались и три крейсера-дальних разведчика. Вместе с тем мощности отечественной промышленности были задействованы в недостаточной степени .

Конкурс проектов крейсера в 6000 тонн

Составленные в большой спешке «программы проектирования» были разосланы русским и иностранным заводам в апреле 1898 года. Определялись условия получения контракта при соответствии заданным характеристикам - срок постройки 28 месяцев и стоимость 4 миллиона рублей .

Срочность вынудила управляющего Морским министерством приказать конкурсной комиссии приступить к окончательному обсуждению не дожидаясь поступления всех проектов от заинтересованных производителей. В результате в конкурсе участвовали пять компаний - Невский завод , итальянская фирма «Ансальдо», немецкие «Германия », «Шихау» и «Говальдсверке». Хотя по огневой мощи и защите артиллерии лучшим был признан проект фирмы «Шихау», комиссия сочла, что наилучшим образом скомпонован в пределах отведённого водоизмещения проект фирмы «Германия» - филиала известного концерна «Крупп » . Соответствующее решение было принято 3 июля 1898 года, а 27 июля 1898 года Николай II дал разрешение на заказ корабля. 4 августа 1898 года был заключён контракт с компанией «Германия» на постройку крейсера «Аскольд » .

Кроме того, без всякого конкурса, 11 апреля 1898 года был заключён контракт с американской фирмой «Крамп » на постройку ещё одного крейсера водоизмещением 6000 тонн - будущего «Варяга ». При этом Уильям Крамп не представил даже эскизного проекта и предложил Морскому министерству взять в качестве прототипа «Касаги», ранее построенный его компанией . Сам факт такого заказа объяснялся напористостью У. Крампа, сумевшему «уговорить» русских чиновников выдать ему два выгодных заказа .

Проект фирмы «Вулкан»

Хотя внешне проект очень напоминал «Якумо» и выглядел его уменьшенной копией, ограниченное водоизмещение не позволило установить броневой пояс и вынудило существенно ослабить как артиллерию, так и её защиту. Вместе с тем, требование скорости в 23 узла привело к установке более мощных машин, а также к уменьшению ширины корпуса и отказу от двойных бортов в оконечностях . В итоге, проект фирмы «Вулкан» был признан лучшим, с некоторыми оговорками, и 4 августа 1898 года был заключен контракт на постройку головного крейсера . Фирма обязалась сдать корабль через 24 месяца, без учёта времени на утверждение спецификаций и чертежей . Одновременно было достигнуто соглашение о передаче русской стороне технической документации для организации строительства крейсеров этого типа на отечественных верфях . Фактически соглашение было составлено не вполне адекватно, что потребовало заключить в конце 1899 года новый договор с «Вулканом» на передачу документации за дополнительную плату .

Технический проект был представлен на рассмотрение МТК 4 октября 1898 года . По итогам его изучения МТК высказал 110 замечаний и предложений . Особенно остро стал вопрос о типе котлов. Специалисты МТК настаивали на колах системы Бельвиля, хорошо зарекомендовавших себя в российском флоте, однако немцы настойчиво предлагали установить на крейсере более лёгкие и компактные котлы Нормана . Несмотря на возражения МТК, временно управляющий Морским министерством вице-адмирал Ф. К. Авелан поддержал предложения фирмы . Доработка проекта продолжалась в течение всего 1899 года , даже после начала строительства крейсера «Богатырь» на верфи в Штеттине .

Конструкция

Корпус и архитектура

Крейсера типа «Богатырь» были трёхтрубными, двухмачтовыми кораблями с развитыми полубаком и полуютом . Корпус собирался на заклёпках , по бракетной системе , из стальных листов и профилей. Вертикальный киль был водонепроницаемым на протяжении двойного дна и переходил в оконечностях к штевням литой конструкции. В носу устанавливался форштевень с тараном , в корме ахтерштевень . По обеим сторонам киля устанавливалось по пять стрингеров , а в районе машинных отделений по шесть. Между ними устанавливались шпангоуты со шпацией 1 м. К набору присоединялись листы обшивки, которые крепились внахлёст по горизонтали и впритык по вертикали .

Крейсера имели три сплошные металлические палубы , уложенные на бимсы . Высота межпалубного пространства составляла 1,98 м . Верхняя палуба покрывалась тиком , остальные линолеумом . Для обеспечения непотопляемости корпус имел 16 водонепроницаемых переборок , которые делили его на 17 водонепроницаемых отсеков. Вдоль борта на уровне ватерлинии были устроены коффердамы . Их предполагалось наполнить целлюлозой , но отрицательные отзывы о применении этого материала заставили отказаться от целлюлозы и крейсера несли службу с пустыми коффердамами . Угольные ямы также располагались у бортов, как над, так и под броневой палубой и служили дополнительной защитой .

Корпус трижды прокрашивался снаружи и изнутри, а подводная часть ещё и покрывалась специальным составом для защиты от коррозии и обрастания . Общая масса корпуса вместе с бронёй составляла 3490 т, его стоимость оценивалась в 2 532 510 рублей. Для соединения корпусных конструкций было израсходовано 1 823 000 заклёпок .

Бронирование

В качестве главного калибра новых крейсеров МТК выбрал 152-мм орудие системы Канэ . Сконструированное во Франции Густавом Канэ , оно произвело в 1891 году прекрасное впечатление на русскую военную делегацию и после закупки соответствующей лицензии было принято в 1892 году на вооружение российского флота .

В полигонных условиях, при патронном заряжании, удавалось добиться скорострельности до 10 выстрелов в минуту. На практике скорострельность составляла 6 - 7 выстрелов в минуту. Поскольку вес унитарного патрона был слишком велик, с 1901 года российский флот перешёл на раздельное заряжание . Орудие было в целом вполне современным, но в ходе русско-японской войны выявился ряд его недостатков. В частности, слабым оказался подъёмный механизм, ломались подъёмные дуги, выходили из строя накатники .

Крейсера типа «Богатырь» несли по 12 152-мм орудий, боезапас включал в себя 180 выстрелов на ствол - то есть в сумме до 2160 снарядов и зарядов. Пушки размещались в двух двухорудийных башнях в оконечностях корабля, четырёх одноорудийных казематах по бортам, сдвинутых к оконечностям, а также в четырёх палубных установках за щитами. Распределение артиллерии обеспечивало огонь четырёх орудий на нос и корму, на борт могли вести огонь восемь 152-мм стволов . Формально, по последнему показателю «Богатыри» имели превосходство над «Варягом» и «Аскольдом» и это было важным аргументом в их пользу, но на практике всё оказалось иначе.

Противоминный калибр крейсеров был представлен 75-мм орудиями разработки Канэ . 12 таких пушек были открыто установлены на верхней палубе , полубаке , полуюте и мостике . Расположение этих орудий вперемежку с 152-мм, затрудняло управление огнём . На 75-мм артиллерию возлагалась прежде всего задача борьбы с миноносцами противника, но реалии боевых действий ясно показали, что 75-мм калибр слишком мал, чтобы эффективно поражать серьёзно выросшие в размерах миноносцы и контрминоносцы. Положение усугублялось тем, что к этим орудиям имелся лишь бронебойный снаряд .

Минно-торпедное вооружение

Хотя характеристики торпедного оружия конца XIX века оставляли желать много лучшего, вооружение крупных кораблей торпедными аппаратами рассматривалось как необходимая мера для самообороны, а также для быстрого потопления повреждённых неприятельских кораблей. Исходным проектом предусматривалось установить на крейсерах четыре торпедных аппарата - по два надводных и подводных. В конечном счёте полный комплект торпедных аппаратов получил лишь «Богатырь», остальные крейсера имели только два подводных торпедных аппарата, установленных в специальном отделении под броневой палубой. Боекомплект составлял по две торпеды на каждый аппарат. В соответствии с тогдашней терминологией они именовались самодвижущимися минами Уайтхеда. Использовались торпеды образца 1898 года . Они имели следующие характеристики: калибр - 381 мм; длина - 5,18 м; масса - 430 кг; заряд - 64 кг пироксилина ; дальность хода - 550 м на скорости 28,5 узлов и 915 м на скорости 25 узлов .

Энергетическая установка

На крейсерах типа «Богатырь» устанавливались 16 тонкотрубных котлов Норманна, (все котлы были с угольным отоплением), с общей поверхностью нагрева 4600 м², вырабатывающие пар с рабочим давлением 18 атм. Они принадлежали к типу треугольных, с трубками малого диаметра, и располагались в трех котельных отделениях: в носовом - четыре котла с топками по ходу, в среднем и кормовом - по 6 котлов топками к борту.

Силовая установка судов состояла из двух четырёхцилиндровых машин тройного расширения, каждая номинальной мощностью 9750 лошадиных сил. Это должно было обеспечивать проектную максимальную скорость 23 узла (43 км / ч) . Запас топлива составлял до 1220 тонн угля, запас котельной воды - 280 тонн. Крейсера этого типа имели расчётную дальность 4900 миль на ходу 10 узлов . На крейсерах было четыре паровых генератора, которые производили ток напряжением 105 вольт , на «Богатыре» они размещались в одном отсеке, на остальных в двух отсеках по два .

Крейсера оснащались двумя трёхлопастными бронзовыми гребными винтами диаметром 4900 мм и шагом 5700 мм, конструкция которых позволяла изменять шаг винта, устанавливая другие лопасти .

Экипаж

Служба

Крейсера типа «Богатырь»
Представитель «Богатырь» «Витязь» «Олег» «Кагул» «Очаков»
Дата закладки 9 декабря 1899 года 21 октября 1900 года 6 июля 1902 года 23 августа 1901 года 27 февраля 1901 года
Дата спуска на воду 17 января 1901 года 14 августа 1903 года 20 мая 1902 года 21 сентября 1902 года
Дата ввода в строй 7 августа 1902 года 12 октября 1904 год 1905 год 10 июня 1909 года
Судьба 1 июля 1922 года продан на слом 1 июня 1901 года сгорел на стапеле и 1 июля 1901 года снят со строительства 18 июля 1919 года потоплен британским торпедным катером в Финском заливе 10 октября 1942 года затоплен в качестве волнолома в устье реки Хопи 28 октября 1929 года продан на слом

«Богатырь»

Крейсер «Богатырь» был торжественно заложен на верфи фирмы «Вулкан» в Штеттине 9 декабря 1899 года, хотя фактически его постройка началась раньше . Строительство сдерживалось многочисленными согласованиями проекта между строителем и МТК . Крейсер был спущен на воду 17 января 1901 года. В ноябре 1901 года проводились заводские испытания машин, но окончательную сдачу крейсера задержала неготовность башен, которые должны были изготовляться в России, но монтироваться в Германии . Сдаточные испытания прошли только в июне 1902 года в Данцигской бухте , крейсер при этом показал среднюю скорость 23,55 узла . С кораблём ознакомился и император Германии Вильгельм II , назвавший «Богатырь» лучшим кораблём, построенным за границей для российского флота. 24 сентября 1902 года крейсер прибыл в Кронштадт .

В ходе начавшейся русско-японской войны «Богатырь» действовал в составе Владивостокского отряда и вместе с другими крейсерами совершил в январе - апреле 1904 года три похода с целью нарушения японских коммуникаций, не давших серьёзных результатов. 2 мая 1904 года командир отряда крейсеров контр-адмирал К. П. Иессен отправился на «Богатыре» инспектировать состояние обороны в заливе Посьет . Следуя в тумане , с опасной для таких условий скоростью, крейсер налетел на скалы у мыса Брюса. Борьба за спасение крейсера продлилась весь месяц и лишь 1 июня 1904 года корабль сняли со скалы и перевели во Владивосток . Ремонт в условиях Владивостокского порта оказался затруднительным и продолжался с перерывами более года . «Богатырь» вышел в море лишь 5 сентября 1905 года , уже после окончания войны .

«Витязь»

«Витязь» должен был стать первым крейсером типа «Богатырь», построенным в России. Заказ на строительство Адмиралтейству Галерного островка был выдан 9 января 1900 года . Строителем корабля был назначен А. И. Мустафин, который до этого руководил постройкой бронепалубных крейсеров «Диана » и «Паллада » . Перевод чертежей из метрической системы мер в русскую , а также согласования с фирмой «Вулкан» необходимых исправлений проекта заняло немалое время и лишь в сентябре 1900 года из Германии были получены последние чертежи. МТК поручил А. И. Мустафину произвести вычисления основных параметров крейсера, после чего выяснилось, что водоизмещение корабля составит 6781 тонны, что было на 400 тонн больше, чем у исходного проекта .

Фактическая закладка «Витязя» состоялась 21 октября 1900 года , когда на стапеле были выставлены первые листы днищевых конструкций. К 1 января 1901 года степень готовности корпуса составила 3 %. Название «Витязь» корабль получил 21 апреля 1901 года . 4 мая 1901 года крейсер «Витязь» был официально принят в состав флота и причислен к 18-му флотскому экипажу. 23 мая 1901 года состоялась официальная церемония закладки корабля с участием великого князя Алексея Александровича . К 1 июня 1901 года степень готовности корпуса составляла 10 %.

«Олег»

Решение о строительстве крейсера «Олег», взамен погибшего на стапеле «Витязя», было принято уже 9 июня 1901 года . Управляющий Морским министерство предписал начать постройку крейсера в каменном эллинге Нового Адмиралтейства сразу после спуска из него на воду эскадренного броненосца «Бородино » . Всё заказанное для «Витязя» оборудование должно было быть направлено на это строительство. Фактическая закладка корабля состоялась 1 ноября 1901 года , официальная церемония закладки прошла 6 июля 1902 года с участием Николая II . В ходе строительства был внесён ряд изменений в проект, что увеличило водоизмещение с 6250 тонн до 6440 тонн. 14 августа 1903 года «Олег» был спущен на воду .

Согласно существовавшим планам его планировали представить на испытания через год и ещё через год отправить на Дальний Восток. Однако русско-японская война вызвала изменения в предвоенных планах и были выделены средства на ускоренную достройку ряда кораблей, включая «Олег» . 22 августа 1904 года крейсер впервые вышел в море и прибыл в Кронштадт . Испытания «Олега» затянулись до октября 1904 года , при этом крейсер смог развить скорость не более 20,6 узла, а испытания на остойчивость не проводились вообще в связи со спешкой .

«Кагул»

Крейсер «Кагул» был заложен 14 марта 1901 года в крытом эллинге № 7 Николаевского адмиралтейства , а официальная закладка состоялась 23 августа 1901 года . На воду крейсер спустили 20 мая 1903 года . Формально «Кагул» вступил в строй в 1905 году , но его испытания реально завершились лишь в августе 1907 года . При этом крейсер развил скорость 24,75 узла, но палубная артиллерия на нём не была установлена . 25 марта 1907 года «Кагул» переименовали в «Память Меркурия» . С 6 октября 1913 года по 1 мая 1914 года «Память Меркурия» прошёл капитальный ремонт в Севастополе . В ходе ремонта было изменено вооружение - 10 75-мм орудий снято, вместо них установлено 4 152-мм орудия .

Восстановление крейсера заняло четыре года, причём 25 марта 1907 года он был переименован в «Кагул». Крейсер вступил в строй 10 июня 1909 года , но доработки продолжались и в 1910 году .

Оценка проекта

В результате реализации программы 1898 года российский флот получил крупные бронепалубные крейсера трёх разных проектов. «Варяг», «Аскольд» и «Богатырь» имели близкое водоизмещение, на испытаниях показали сопоставимую скорость хода. При этом, «Аскольд» и «Богатырь» показали себя на службе весьма надёжными кораблями , в то время как «Варяг» (по утверждению своего командира Руднева) постоянно имел серьёзные проблемы с машинами и котлами .

Крейсера несли одинаковое вооружение, различие заключалось в броневой защите артиллерии и её расположении. На «Варяге» орудия не имели никакой защиты, на борт могло стрелять шесть 152-мм стволов. В единственном бою корабля это привело к большим потерям среди артиллерийской прислуги . «Аскольд» имел семь орудий главного калибра в бортовом залпе, все пушки были прикрыты щитами. «Богатырь» в этом плане выглядел лучше всех, поскольку две трети 152-мм орудий находились в башнях и казематах, остальные прикрывались щитами, на борт могло стрелять восемь стволов . На практике проблемы с башнями привели к тому, что по мощи минутного бортового залпа «Богатырь» находился на уровне «Варяга», но на момент заказа крейсера об этом ещё не знали и приняли естественное решение размножить немецкий проект с помощью отечественной промышленности

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Богатырь»

Служба: Россия Россия
Класс и тип судна Бронепалубный крейсер
Изготовитель Вулкан , Штетин
Строительство начато 21 декабря 1898 года
Спущен на воду 17 января 1901 года
Введён в эксплуатацию Август 1902 года
Выведен из состава флота 1922 год
Статус Разобран на металл
Основные характеристики
Водоизмещение 7 428 т
Длина 134,1 м
Ширина 16,61 м
Осадка 6,77 м
Бронирование Палуба - 35/70,
башни - 125/90,
рубка - 140 мм
Двигатели 2 паровых машины тройного расширения, 16 котлов Нормана
Мощность 20 368 л. с.
Скорость хода 24,33 узла (45,06 км/ч)
Дальность плавания 4 900 миль
Экипаж 589 человек
Вооружение
Артиллерия 12 × 152-мм,
12 × 75-мм,
8 × 47-мм ,
2 × 37-мм,
4 пулемета
Минно-торпедное вооружение 4 × 381-мм ТА

Строительство

Контракт на постройку крейсера заводом «Вулкан» был подписан 5 августа 1898 года . Заложен 21 декабря 1899 года , спущен на воду 17 января 1901 года , введён в состав флота в августе 1902 года . По тому же проекту в России построены крейсера «Олег », «Кагул » (бывш. «Очаков») и «Память Меркурия » (бывш. «Кагул») и ещё один однотипный корабль («Витязь ») сгорел недостроенным на стапеле в С-Пб.

Служба

После постройки «Богатырь» переведён на Дальний Восток в состав Тихоокеанской эскадры российского Императорского флота и был включён в состав Владивостокского отряда крейсеров .

В 1922 году был разобран на металл.

Командующие крейсером

  • 15.02.1899 - 08.1905 - капитан 1-го ранга Стемман, Александр Фёдорович
  • 1905-1906- Бострем, И. Ф.
  • 13.03.1906 - 31.08.1906 - капитан 2-го ранга Васильковский, Станислав Францевич
  • 1906-1908 - Гирс, Владимир Константинович
  • 1908-1911 - контр-адмирал Литвинов, Владимир Иванович
  • 1911-1912 - капитан 1-го ранга Ворожейкин, Сергей Николаевич
  • 1912-1915 - Криницкий, Евгений Иванович
  • 1915-1916 - Вердеревский, Дмитрий Николаевич
  • 1916-1917 - Коптев, Сергей Дмитриевич
  • 1918.02-11 - фон Гебгард, Б. Э.
  • 1919-1921?- Кукель, Владимир Андреевич

Напишите отзыв о статье "Богатырь (бронепалубный крейсер)"

Ссылки

Литература

  • Заблоцкий В.П. Вся богатырская рать. Бронепалубные крейсера типа «Богатырь». Ч.1 // Морская коллекция. - 2010. - № 3 .
  • Заблоцкий В.П. Вся богатырская рать. Бронепалубные крейсера типа «Богатырь». Ч.2 // Морская коллекция. - 2011. - № 1 .
  • Крестьянинов В. Я. Часть I // Крейсера Российского Императорского флота 1856-1917. - СПб. : Галея Принт, 2003. - ISBN 5-8172-0078-3 .
  • Мельников Р.М. Крейсер «Богатырь» // Стапель. - 2009. - № 6 .
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910. - Минск: Харвест, 2006. - ISBN 5-17-030194-4 .

Отрывок, характеризующий Богатырь (бронепалубный крейсер)

– Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! – крикнул он с бешенством.
– Так когда получить? – спросил Долохов.
– Завтра, – сказал Ростов, и вышел из комнаты.

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
«У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
– А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
– Папенька дома? – спросил он.
– Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь?
– Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня.
– Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу.
– Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас.
Графиня оглянулась на молчаливого сына.
– Что с тобой? – спросила мать у Николая.
– Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос.
– Папенька скоро приедет?
– Я думаю.
«У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
«И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай.
Соня взяла первый аккорд прелюдии.
«Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!»
Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
«Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним.
Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:
«Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась.
«Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
«Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и всё в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto… [О моя жестокая любовь…] Раз, два, три… раз, два… три… раз… Oh mio crudele affetto… Раз, два, три… раз. Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!… как она этот si возьмет? взяла! слава Богу!» – и он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» подумал он.

Крейсера 1-го ранга, построенные по проекту германской фирмы «Вулкан». Строились в качестве развития типа «Диана» (часть орудий ГК размещена в башнях, применена броня крупповского типа).

«Богатырь», «Витязь» и «Олег» строились для Балтийского флота, «Очаков» и «Кагул» - для Черноморского. К моменту ввода в строй считались одними из самых удачных крейсеров в мире. Имели трехтрубный силуэт с короткими полубаком и полуютом.

Толщина броневой палубы достигала 35 мм в плоской части и 53 мм на скосах; в районе МО и КО она была усилена до 70 мм. Над машинами размещался броневой купол толщиной 32-83 мм. Башни ГК имели толщину стенок до 127 мм и 25-мм крышу, боевая рубка - 140-мм стенки и 25-мм крышу. Шахту, связывавшую рубку с подпалубными помещениями, защищала 37-мм броня. Вес брони составил 765 тонн (11,4% водоизмещения).
Кроме башенной артиллерии, четыре 152-мм пушки стояли в казематах на верхней палубе (побортно от обеих мачт), еще четыре - в спонсонах в центральной части корпуса. Восемь 75-мм орудий находились на уровне верхней палубе, остальные - над казематами.

Еще на стапеле прекратил свое существование крейсер «Витязь»: 13.06.1901 его корпус уничтожил мощный пожар. «Олег» и «Богатырь» прошли русско-японскую войну («Олег» после Цусимского сражения был интернирован американцами в Маниле, а «Богатырь» в мае 1904 из-за навигационной ошибки выскочил на камни и до конца войны был небоеспособен), в 1906 вернулись на Балтику и были отремонтированы. Кроме главного калибра, корабли несли 12-75-мм, 4-47-мм орудий, 4 пулемета, 2-457-мм подводных ТА.

В 1916 оба корабля прошли капитальный ремонт с полным перевооружением: 152-мм пушки Канэ заменили на 16 новых 130-мм L/55 орудий Обуховского завода, с установкой новых приборов управления огнем. Появились четыре 75-мм зенитки, можно было принимать до 150 (в перегруз) якорных мин.

«Олег» пережил мировую войну, но не революцию; в 1919 он участвовал в необъявленной войне Великобритании против Советской России на Балтике (к тому времени его прогоревшие котлы не позволяли давать ход выше 12 узлов). Во время выхода для обстрела восставших фортов «Красная Горка» и «Серая Лошадь», около полуночи 17.06.1919 его атаковал английский торпедный катер СМВ-4 под командованием лейтенанта Эгара у Толбухина маяка. Катер выпустил в крейсер торпеду и умчался в темноту на скорости 35 узлов. «Олег» затонул в течение 12 минут, на нем погибли 5 человек.

В 1938 был поднят и сдан на слом. «Богатырь» в 1922 продан на металл в Германию.

Сложнее сложилась судьба черноморских крейсеров. Достраивавшийся на плаву крейсер «Очаков» оказался в эпицентре бунта моряков севастопольской базы. В ночь на 8/21.11.1905 команда частью перебила, частью выбросила за борт офицеров, после чего избрала ревком, а командиром - лейтенанта П.П. Шмидта (1867-1906), прибывшего на крейсер из города. Пока восставшие матросы митинговали, командование флота приняло экстренные меры.
15/28.11.1905 крейсер был сильно поврежден огнем береговых батарей, загорелся и выбросил белый флаг. Арестованных Шмидта и троих матросов по приговору суда расстреляли, название «Очаков» указом царя было исключено из списков флота.

Так или иначе, ввод в строй поврежденного крейсера затянулся на три года. За это время (в марте 1907) замаравший себя корабль получил от однотипного крейсера «Кагул» его название, а тот (уже после ввода в строй) пришлось назвать «Память Меркурия». В апреле 1917 кораблю вернули его прежнее название «Очаков», но ненадолго.
В 1906-1909 крейсера перевооружили по образцу балтийских (количество принимаемых в перегруз мин достигло 290). На «Памяти Меркурия» зимой 1913/1914 сняли 10-75-мм пушек, зато число 152-мм L/45 орудий достигло 16. «Кагул» прошел такое же перевооружение в 1915. Осенью следующего года крейсер снова перевооружили: все шестидюймовые орудия демонтировали, взамен установили 10 (затем 14) 130-мм L/55 орудий; оба корабля получили по две 75-мм зенитные пушки.

Врангеля 14.11.1920 корабль ушел в Турцию, оттуда в Бизерту (французский Тунис). Там он входил в состав «последней эскадры России» до ее расформирования, был сдан французским властям 29.10.1924. В конце 1920-х продан во Францию на слом, разобран в 1933 в Бресте.

«Память Меркурия» был тяжело поврежден англичанами в Севастополе 24.04.1919 (взорваны цилиндры машины) и брошен врангелевскими войсками при эвакуации из Крыма.

В 1921-1923 вновь вступил в строй в качестве учебного крейсера МСЧМ (31.12.1922 переименован в «Коминтерн»).
В 1930-1931 прошел капитальный ремонт, в начале 1941 превращен в минный заградитель. На тот момент вооружение корабля составляли 8-130-мм, 3- 76,2-мм, 3-45-мм и 2-25-мм орудия, 5-12,7-мм пулеметов, 2 бомбомета, 195 якорных мин.

10.10.1942 (по другим данным, 17.07) «Коминтерн» затопили в устье реки Хопи (район Поти) в качестве элемента волнолома. Здесь создавалась новая база Черноморского флота, ушедшего из Крыма в Закавказье. На палубе затопленного крейсера в 1943 установили артиллерийскую батарею N° 626. Его остов находится в указанном месте до настоящего времени.

Богатырь - крейсер 1 ранга Российского императорского флота. Головной крейсер типа «Богатырь». Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне. Построен по заказу российского правительства в Германии.

Заложен 21 декабря 1899 года, спущен на воду 17 января 1901 года, введён в состав флота в августе 1902 года.

По тому же проекту в России построены крейсера «Олег», «Кагул» (бывш. «Очаков») и «Память Меркурия» (бывш. «Кагул») и ещё один однотипный корабль («Витязь») сгорел недостроенным на стапеле в С-Пб.

Основные характеристики:

Водоизмещение 6645 т.
Длина 134,0 м.
Ширина 16,6 м.
Осадка 6,3 м.
Бронирование Палуба - 35/70,
башни - 125/90,
рубка - 140 мм.
Двигатели 2 паровых машины тройного расширения, 16 котлов Нормана.
Мощность 20 368 л. с.
Скорость хода 23 узла (43 км/ч).
Экипаж 589 человек.

Вооружение:

Артиллерия 12 × 152-мм,
12 × 75-мм,
8 × 47-мм,
2 × 37-мм.
Минно-торпедное вооружение Четыре 381-мм торпедных аппарата.

После постройки «Богатырь» переведён на Дальний Восток в состав Тихоокеанской эскадры российского Императорского флота и был включён в состав Владивостокского отряда крейсеров.

15 мая 1904 года напоролся на камни в Амурском заливе, получил серьёзные повреждения, с большим трудом корабль удалось спасти и привести во Владивосток на ремонт. Всю Русско-японскую войну «Богатырь» простоял в ремонте.

После войны переведён на Балтийский флот. Осуществлял учебные походы в Балтийском море. Ходил в Средиземное и Чёрное моря. В декабре 1908 года русские моряки с «Богатыря» в числе первых пришли на помощь погребённым под завалами жителям Мессины, всего было спасено около 1 800 человек. Перед Первой мировой войной в 1912 году прошёл на Кронштадтском пароходном заводе ремонт машин и частичную модернизацию.

В Первую мировую войну вступил в составе 2-й эскадры крейсеров.

26 августа 1914 года крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили кодовую книгу с германского лёгкого крейсера «Магдебург», севшего на мель вблизи острова Оденсхольм в Финском заливе.
Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.
Во время войны прошёл модернизационный ремонт в 1915 году на Франко-русском заводе с заменой артиллерии с 152-мм орудий в 45 калибров длинной системы Кане на 130-мм орудия Обуховского завода в 55 калибров длинной.

Всю войну успешно действовал в Балтийском море, выставлял минные заграждения, участвовал во многих боевых операциях. Как и весь остальной флот, вынужден был отступить после перемены на фронтах, последовавшей после революции 1917 года. Участвовал в знаменитом Ледовом походе Балтийского флота.

В 1922 году был разобран на металл.


в Избранное в Избранном из Избранного 8

Работа над Флотом адмирала Невского стартовала сразу после публикации первого поста. Первой жертвой стали все 6000-е бронепалубные дальние разведчики и истребители торговли, а заодно и броненосный «Баян». Разрешите же представить мой вариант броненосного дальнего разведчика, истребителя торговли и вообще универсального корабля.

Проектирование и постройка

Первоначальный проект «Вулкана», собственно реальноисторический «Богатырь»

Не вдаваясь в детальные исторические подробности, которые известны большинству, опишу условия появления проекта «Богатыря» лишь в общих чертах. Согласно принятой 20 февраля 1898 года кораблестроительной программе «Для нужд Дальнего Востока», только что созданный Тихоокеанский флот должен был в скорейшем времени пополниться 6 крейсерами водоизме­ще­нием 5-6 тысяч тонн. Они должны были выполнять 3 основные задачи:

Дальняя разведка;

Крейсерские операции против вражеского судоходства;

Участие в эскадренном бою вместе с эскадренными броненосцами;

Из-за загруженности отечественных верфей постройку 4 из 6 кораблей планировалось вести за границей; кроме того, для составления проекта был объявлен международный конкурс. Согласно его условиям, МТК должен был выбрать один из конкурсных проектов для серийной постройки («для единообразия», на котором настаивал морской министр Невский). Из-за этого, а также многих прочих жестких требований в финале конкурса участвовали лишь три фирмы - германские «Вулкан» и «Германия» и американская «Крамп». Позднее к ним присоединилась французская «Форж и Шантье». Одним из главных требований проекта было превосходство над японским бронепалубным крейсером «Касаги».

Первоначальные проекты «Германии», «Крампа» и «Форж и Шантье» - реальноисторические «Аскольд», «Варяг» и «Баян»

Первоначально крейсера должны были стать бронепалубными, но уже в ходе конкурса начались переработки. Все 4 конкурсных проекта (+1, представленный Балтийским заводом) превысили проектное водоизмещение в 6000 тонн, а проект «Форж и Шантье» вообще оказался оснащенным поясной броней (вместе с превышением водоизмещения на 1,3 тысячи тонн). Впрочем, именно он привлек внимание морского министра, который тут же изменил условия проекта - крейсера должны были стать броненосными, для чего водоизмещение увеличилось на 2000 тонн. Опре­де­ленные проблемы возникли с финансированием, которое требовалось увеличить из-за роста водоизмещения кораблей. Здесь министр заручился поддержкой императора Николая II, и средства были в срочном порядке найдены.

Большие бронепалубные крейсера I ранга из-за своих размеров представляют собой хорошую мишень. Достаточные для крейсерства и ограниченно пригодные для разведки, при столкновении с противником, вооруженным скорострельной артиллерией 6000-тонные бронепалубные крейсера рискуют потерять свою боеспособность быстрее, чем они смогут выполнить свои основные функции. Этим я признаю постройку подобных кораблей бессмысленной растратой денег - лучше потратить больше, но получить крейсера, пригодные и для крейсерства, и для разведки, и для эскадренного боя в одинаковой степени.

Из письма морского министра императору Николаю II

По новому техзаданию, крейсера должны были иметь водоизмещение не более 8000 тонн, воору­жение из 12 152/45-мм и 12 75/50-мм орудий, скорость хода не менее 22 узлов и дальность плавания экономическим ходом не менее 5000 миль. Броневой пояс признавался достаточным при максимальной толщине в 127 мм.

Первым отклонили проект «Форж и Шантье», имевший достаточно много недостатков, но самое главное - «перевооруженность», хотя ценой сокращения числа 152/45-мм орудий удалось уста­новить 2 203/45-мм пушки. Не спасли проект даже положительные стороны (проектная скорость 23 узла, полный пояс по ВЛ толщиной 200 мм и 20 75/50-мм противоминных орудий).

Затем отказались от проектов «Крампа» и «Германии», которые имели слишком короткие броне­пояса и не гарантировали развития скорости хода в 22 узла.

Проект же фирмы «Вулкан» представлял собой доработанный бронепалубный вариант. Его главной привлекательной чертой являлось достаточно серьезная бронезащита, способная защитить от 120-мм и 152-мм бронебойных снарядов при умеренном водоизмещении в 7675 тонн, что являлось меньше максимальной границы техзадания. Полностью удовлетворяющий основные требования заказчика, проект все же получил несколько нареканий. Главным было использо­вание котлов Нормана вместо принятых в России котлов Бельвиля. Тем не менее, «Вулкан» настоял на том, чтобы использовались именно котлы Нормана, более легкие и мощные - лишь с ними гарантировалось развитие проектной скорости в 22 узла. В конце концов, проект был утвержден именно в таком виде. Стоимость нового корабля без вооружения должна была составить около 6,2 млн рублей (805 рублей за тонну).

Постройка всех единиц серии велась довольно быстрыми темпами, а на испытаниях все крейсера несколько превзошли проектную мощность машин и скорость. При форсировании машин все 6 единиц могли развить 23 узла, пускай и не на продолжительное время.

«Богатырь», «Вулкан», Штеттин – 21.12.1898/17.01.1901/08.1902

«Баян», «Forges et chantiers de la Méditerranée», Тулон– 03.1899/20.05.1900/12.1903

«Аскольд», «Германия», Киль – 24.10.1898/02.03.1900/1902

«Варяг», «William Cramp and Sons», Филадельфия – 10.1898/31.10.1899/02.01.1901

«Витязь», Новое Адмиралтейство, Санкт-Петербург – 21.10.1900/12.05.1902/03.04.1904

«Олег», Новое Адмиралтейство, Санкт-Петербург – 06.07.1902/14.08.1903/24.06.1904

Обработанный напильником «Богатырь» v2.0


Схема дополнительного бронирования «Богатыря»

В общем, первая версия переработки «Богатыря» оказалась никудышней, так что начинаю заново. Опять же, разобью весь процесс по пунктам для удобства работы.

1) Прежде всего пропорционально увеличим длину и ширину, дабы сохранить отношение L/B таким же, и осадку на все те же 0,2 метра. Получается +10 метров длины, +1,25 метра ширины и +0,2 метра осадки. Это позволит в дальнейшем нам использовать тот же адмиралтейский коэф­фициент, что и у «Богатыря». Коэффициент полноты корпуса тоже остается реальным – 0,465. С этими данными получаем финальное водоизмещение нового «Богатыря» в 7675 тонн, что дает нам для маневров ровно 1265 тонн;

2) Определение веса корпусных конструкций по простой и эффективной методике, которую надо бы не забыть (опять) - по отношению к общему водоизмещению веса корпуса. У «Богатыря» вес корпусных конструкций вместе с палубой (она как бы тоже увеличилась, потому, думаю, будет не лишним сразу посчитать и ее) весил 3490 тонн, или 54,4%.

Вот тут я увидел большую проблему, решение которой, вероятно, опять заставит меня пере­писывать эту статью. Дело в том, что если для бронепалубного крейсера 54,4% веса корпусных конструкций - норма, то для броненосного это перебор только из-за того, что он будет нести больше брони - следственно, и удельный вес корпусных конструкций должен быть меньше, чем у крейсера бронепалубного. Тут вновь придется обратиться к «Баяну». У него корпус вместе с палубой весил 34,9% от нормального водоизмещения, что уже более адекватно. Так как наш крейсерок по сути находится где-то между «Баяном» и «Богатырем» в плане бронезащиты, то, думаю, можно смело взять примерно среднее значение и сказать, что корпус нашего броне­носного «Богатыря» будет весить 45,5% от нормального водоизмещения, или 3500 тонн (округлено) водоизмещения. Т.е. для бронезащиты у нас остается еще 1250 тонн (на самом деле 1255, но я люблю круглые числа,и подобное округление заочно накидывает запас на случай мелких ошибок);

«Богатырь» сразу после вступления в строй

3) Главный пояс высотой 2,6 м, длиной 90,1 м и толщиной 127 мм обойдется нам в +475,1 тонн;

4) Верхний пояс высотой 2,5 м, длиной 90,1 м и толщиной 102 мм обойдется нам в +366,9 тонн;

5) Легкий пояс в оконечностях, высотой 2,6 м, длиной 21+27,6 м и толщиной 76 мм обойдется нам в +153,4 тонны;

6) С башнями пойдем несколько иным путем. Вчерашние изыскания показали мне, что башни СК «Богатыря» с механизмами, броней и орудиями весили от 130 до 135 тонн, в то время как башни «Бородинцев», будучи конструктивно схожими, но лучше защищенными - 150 тонн. Т.е. защитив наши башни так же, как и «Бородинские» (152-мм броня башни, 127-мм барбет), мы получим максимальный прирост водоизмещения на башню в 20 тонн, или в сумме на обе башни +40 тонн;

7) Получаем общий вес дополнительной брони в 1035,4 тонн. Округлим их до 1050 - и остается еще запас водоизмещения в 200 тонн. Еще около 50 тонн заберет повышение мощности на 500 л.с., что даст нам запас в 150 тонн на случай непредвиденных обстоятельств.

8) При пересчете новой скорости хода получаем теоретическую максимальную скорость «Богатыря» без форсирования при адмиралтейском К=220,58, номинальной мощности 20 000 л.с. и водоизмещении 7675 тонн. Итог - «Богатырь» будет бегать со скоростью 22,46 узлов, чего вполне хватает.

На этом с перепилом все. Мы получаем защищенный быстроходный крейсер с достаточно мощным 152-мм вооружением и поясной броней, которая защитит его от большинства снарядов скоро­стрельных орудий.

Тактико-технические характеристики:

«Варяг» в типичной окраске Тихоокеанского флота

Водоизмещение: 7675 тонн

Размерения: 142,02х17,85х6,5м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 16 котлов Нормана, 20 000 л.с. = 22,46 узла

Запас топлива: 800/1300 тонн угля

Дальность: 5000/8100 миль (10 узлов)

Броня: главный пояс 76-127 мм, верхний пояс 102 мм, башни 152 мм, крыша башен 30 мм, барбеты 127 мм, казематы 19-80 мм, щиты орудий 25 мм, рубка 140 мм, подача 35 мм, палуба 35-76 мм

Вооружение: 12 152/45-мм, 16 75/50-мм, 4 57/50-мм орудий, 4 381-мм торпедных аппарата

Экипаж: 30/550 человек

А есть ли смысл?

«Олег» в окраске Тихоокеанской эскадры Балтийского флота адмирала Скрыдлова

Вышел перебор? Возможно, зато у нас появились бюджетные и быстроходные броненосные крейсера (если сравнивать с «Асамоидами»). Они будут стоить дороже, чем реальноисторические «Богатыри» - но у нас нет «Очакова» и «Кагула», а морской бюджет больше, чем в реальной истории. Кроме того, «Богатыри» будут едва ли не единственными кораблями, где я пойду на серьезное увеличение водоимезещения (а значит и стоимости). Так что, думаю, такой усовер­шенствованный вариант «Богатырей» вполне возможен в рамках моей альтернативы.

Какова их боевая ценность, по сравнению с реальным «Богатырем» и врагами - японскими «асамоидами»? Пускай стоимость повысилась, а скорость немного упала, но корабль получил поясную броню, и теперь может спокойно справиться (как минимум на бумаге) с любым броне­палубным крейсером, который сможет догнать. С «асамоидами» он тоже может потягаться при случае - если будет безвыходная ситуация, ведь такой «Богатырь» спокойно может и уйти от «Асамы» (сколько там в повседневности развивали японские БрКр, 19 или 20 узлов максимум и при содействии японского бога?). Минусами является открытое палубное расположение 4 152-мм пушек, что ухудшает их защиту, а также достаточно высокая стоимость постройки таких вот альтернатив реальным 6000-тонникам. Впрочем, тут как раз тот случай, когда лучше пере­платить, чем сетовать на то, что большие площади небронированного борта уж очень легко пробиваются любыми вражескими снарядами. Так что я бы согласился вкладывать деньги только в такие большие крейсера I ранга, но никак не в бронепалубники.

Эх, жаль было «отменять» постройку реального «Баяна» - красивый он, но увы, не устраивает меня совсем. Вкратце опишу те наработки, которые готовы уже сейчас:

Серии «Рюрик»-«Россия»-«Громобой» вероятно не будет. Нет, серьезно, не вижу смысла строить столь огромные крейсера с палубным размещением артиллерии. «Рюрик» станет третьим броне­носцем типа «Наварин», «Россия», сменив имя, будет четвертым ББО для Балтийского флота, а «Громобой» все же станет четвертым кораблем типа «Пересвет».

- «Слава» теперь будет не совсем «Славой», точнее это будет второй корабль серии «Андрей Первозванный», которых теперь будет 3 штуки.

Правда, есть и серьезные вопросы, которые остаются пока без ответа (и я буду рад, если кто-то поможет мне с этими вопросами).

Что делать с «Пересветами»? Заманчивым выглядит вариант облегчить, помимо прочего, за счет уменьшения высоты борта на одно межпалубное пространство, но тогда «урезается» двухэтажный каземат, и 152-мм пушек становится сильно меньше, что моветон, а утоньшение броневого пояса может и не дать нужной экономии водоизмещения для увеличения мощности ЭУ;

Что не так с «Авророй»? Точнее, ясно, что не так, но в рамках ее реального водоизмещения представляется проблематичным создание адекватного бронепалубника. Главный шаг по облегчению - уменьшить батарею 75-мм орудий, но сколько даст это экономии веса, вместе с системами подачи, самими орудиями и погребами?