Мода

Обучение грамоте гласные звуки в старшей группе. Конспект занятия на темуПутешествие в Звуковой город. Упражнения в узнавании согласных звуков

Знакомство с гласными и согласными.

Учитель говорит:

- Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим «рука», а в старину говорили «длань», мы говорим «глаза», а раньше говорили «очи», «губы – уста», «палец – перст», «голос- глас».

- Так вот, тогда, в старину, люди сочинили много сказок. Мы эти сказки знаем. Давайте их вспомним. Какие вы знаете сказки? (Дети называют сказки). В этих сказках много таких старинных слов, которые мы сейчас не употребляем, но понимаем эти слова. Например: царство, замок, теремок, колобок, сусеки («по сусекам поскребла…»).

- А сейчас я вам расскажу новую сказку. (Сказку надо рассказывать загадочным тоном, эмоционально).

- В одном царстве жили - были очень интересные жители. У них были волшебные шапки-невидимки. Когда их видели и слышали, они назывались БУКВЫ. Но когда они надевали шапку - невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они превращались в ЗВУКИ. Жили они дружно .

-Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один, не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ.

-Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете?» Те грустно ответили: «Да, согласные…» Так и решили их назвать - СОГЛАСНЫЕ.

-Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.

1)Вокально-игровые упражнения.

(Очень важно: надо не просто издавать звук, а напевать мотив, мелодию конкретной песни).

-Сначала, назовите, какие песни вы знаете.

Дети называют знакомые песни. Обычно, это детский репертуар – «В лесу родилась ёлочка», «Солнечный круг», «Я на солнышке лежу», «Антошка» и другие. Можно использовать песни, которые дети недавно учили на музыкальных занятиях.

-Давайте споём 1 куплет песни «В лесу родилась ёлочка». (Поём вместе с детьми). А теперь послушайте, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А):

А-А-А-А-А-А-А-А

А-А-А-А-А-А…

Вот поёт эту песню звук О:

О-О-О-О-О-О-О-О

О-О-О-О-О-О-О…

-А теперь вы спойте, покажите, как будет петь У.

(Дети поют песни на предложенные гласные звуки).

- Давайте споём другие песни, например «Я на солнышке лежу», «Солнечный круг»

Дети поют один куплет, выбранной ими песни. Затем показывают, как эту песню поёт, предложенный учителем или воспитателем гласный звук.

2) Упражнения в узнавании согласных звуков

- Давайте пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. А потом придумаем слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.

На каждый звук дети придумывают свои термины. Чаще всего, они предлагают такие варианты:

Б– бухтит; В– ворчит;

Г– гогочет; Д– долбит;

Ж – жужжит; З – звенит;

К – кряхтит; Л– лопочет;

М– мычит; Н– ноет;

П– пыхтит; Р– рычит;

С– свистит; Т– тарахтит;

Ф– фыркает; Х– хрюкает;

Ц–цекочет (как кузнечик); Ч– чухает (как поезд);

Ш– шипит;

Щ– щёлкает; На этот звук дети придумывают массу других вариантов…

Обращаем внимание детей, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.

После обыгрывания каждого звукоподражания дети быстро узнают согласный звук.

Теперь предлагаем отличать гласные и согласные звуки.

3)Упражнения в узнавании гласных и согласных звуков.

-Давайте проверим, как вы запомнили сказку, какие звуки гласные, а какие согласные. Но сначала выучим 2 слова: «гласные – красные». В этом нам помогут пальчики левой и правой руки.

-Приготовили левую руку. Скажем 1 раз и загнём 1 пальчик, второй раз- загнём второй пальчик и будем загибать все пальцы левой руки. Начали:

«гласные – красные» – 1-й пальчик!

«гласные – красные» – 2-й пальчик!

«гласные – красные» – 3-й пальчик!

«гласные – красные» – 4-й пальчик!

«гласные – красные» – 5-й пальчик!

А теперь вторая, правая рука: …

Как правило, после этого упражнения, дети очень хорошо запоминают, что гласные обозначают красный цвет.

Наталья Зенкина
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «В гости к гласным звукам»

Тема : «В гости к гласным звукам » .

Программное содержание :

Образовательные :

Закреплять знания детей о гласных звуках , их артикуляции и фонетических особенностях;

Продолжать учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове ;

Продолжать учить детей различать и правильно использовать термины «звук » , «буква» , «слог» , «слово» .

Развивающие :

Развивать фонематическое восприятия и слух на материале гласных звуков ;

Развивать психические процессы : слуховое и зрительное восприятие, память, внимание; мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение;

Обогащать словарь детей, работать над связной и диалоговой речью;

Развивать творческое воображение;

Развивать способность детей разгадывать загадки и ребусы.

Воспитательные :

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух;

Воспитывать интерес к непосредственной образовательной деятельности, желание заниматься вместе со всеми;

Воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища;

Воспитывать эмоциональное восприятие иллюстраций, внимательное, осмысленное, отношение к рисункам.

Здоровьесберегающие и ОБЖ :

Продолжать учить детей следить за своей осанкой;

Продолжать развивать координацию движения;

Продолжать формировать правила безопасного поведения.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА : изготовление домика для гласных звуков ; знакомство с гласными звуками во время непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте ; знакомство с артикуляционными и фонетическими особенностями гласных звуков ; игры - драматизации; рассматривание иллюстраций зимних пейзажей и зимующих птиц.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ :

ТСО : мультимедийный проектор, презентация в PowerPoint «По дороге к гласным звукам » .

Демонстрационный : карта.

Раздаточный : картинки с изображением животных и птиц, карточки - схемы слов, для определения звука в слове .

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.

«Что же это звенит?

Может быть, звенит и поет

Реактивный самолет?

Сам летит и сам поет?

Может быть мохнатый жук

Только что покинул сук?

Жук ничем не знаменит,

Скучно - вот он и звенит?

Нет ни мухи,

Нет ни грома,

Ни гудка.

Ребята, скажите, а что же может так звенеть? (ответы детей)

«Вслушайтесь : звенит одна

В целом мире тишина!»

Ребята, давайте попробуем послушать тишину.

Какие звуки ее нарушают ? (ответы детей)

Что это за звуки ? (ответы детей)

А какие звуки мы слышим в природе ? (ответы детей)

А когда разговариваем? (ответы детей)

Воспитатель : Да, звуки сливаются и получаются слова.

- Вот послушайте : а-а-а, о-о-о, у-у-у. И еще и, э, ы, е? Какие это звуки ? (Гласные звуки )

Что вы можете сказать о гласных звуках ? (ответы детей)

Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай гласный звук и пропой его » . Будьте внимательны! Следите за моими губами, я буду беззвучно произносить гласный звук , а вы угадайте его и пропойте.

- Гласные звуки , такие шутники, они только и думают, как с нами в прятки поиграть. А также считают, что вы их не найдете в словах. Давайте попробуем? Я называю слово, а вы называете, какой гласный звук там спрятался .

Бак, мак, рак, рог, нос, рот, сок, кит, мир, пир, суп, сук, лук, сыр, рысь, мэр…

А теперь наоборот. Я называю вам гласный звук , а вы слово (дети называют слова с заданным гласным звуком ) .

Воспитатель : Ребята, в слове может спрятаться не один гласный звук , а несколько.

Вопросы детям :

Сколько здесь гласных звуков в слове ры-ба ? (Ответы детей)

В слове сказ-ка, ли-са? (Ответы детей)

А сколько гласных звуков в слове Ли-се-нок (звук плачущего ребенка ) .

Воспитатель : Ребята, вы слышите какой-то звук , что это? Откуда слышится звук ? (ответы детей)

Стойте, а я посмотрю.

Это наш знакомый лисенок. Что случилось, малыш?

Лисенок : Я потерялся. Сова рассказывала о доме гласных звуков и показывала карту , по которой можно к нему добраться и сказала, что скоро мы туда отправимся. Но я решил пойти туда сам и заблудился. (Хнычет)

Успокойся, лисенок, мы как раз с ребятами говорили о гласных звуках , и раз у тебя есть карта, то думаю, мы без труда найдем дорогу в город, где живут эти замечательные звуки . Лисенок, мы посмотрим карту и попробуем тебе помочь. (Все становимся вокруг карты и рассматриваем) .

Вопросы детям :

Что изображено на карте. (Ответы детей)

Что мы должны найти? (ответы детей)

Значит, куда мы должны отправиться? (ответы детей)

А что это тут за следы? (ответы детей)

Как вы думаете, что это может означать? (ответы детей)

Воспитатель : Мы пойдем по звериной тропе.

Вопросы детям :

А как сейчас в лесу? (ответы детей)

Почему? (ответы детей)

А какую одежду одевают обычно зимой? (Ответы детей)

Воспитатель : Давайте представим, что мы оделись очень тепло, закройте глаза и слушайте внимательно.

Что вы слышите? (Звуки ветра )

Открывайте глаза, где мы с вами оказались? (ответы детей)

А что это за звук ? (Ответы детей)

Посмотрите, каких животных мы здесь видим? (ответы детей)

- А вот и первое задание :

(Детям предлагается пройти за столы, взять карточку под номером 1 и определить место гласного звука в названиях животных, соединив картинку, изображающего животного с вагончиком.)

Воспитатель : Лисенок тоже может выполнить с нами это задание.

Вопросы детям :

Что вы видите на картинке? (ответы детей)

Где находится гласный звук в слове волк ? (ответы детей)

В слове Олень? (ответы детей)

Все справились - молодцы!

Вопросы детям :

Что это изображено на нашем пути, как вы думаете? (ответы детей)

А преодолев сугробы, кого мы должны встретить? (ответы детей)

Воспитатель : А вот и те огромные сугробы и нам нужно их преодолеть :

Физминутка : Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутобоким,

Поднимай повыше ноги,

Проложи другим дорогу.

Вопросы детям

Каких птиц вы видите на экране? (Ответы детей)

(Воспитатель предлагает детям пройти за столы, взять карточку с номером 2 и найти гласные звуки в названиях птиц , соединив картинки птиц со звуком . Лисенку предлагается выполнить задание вместе с детьми)

звук А ? (синица, сорока, ворона, воробей)

А в каком слове нет этого звука ? (снегирь)

В названиях каких птиц есть звук О ? (Ответы детей)

- Звук Е , звук И ?

Все правильно выполнили задание, отложите карточки на край стола.

(Воспитатель снова предлагает детям обратиться к карте для обсуждения следующего маршрута)

Воспитатель : Куда мы попали? (ответы детей)

Мы вышли на лесную дорогу, которую выдели на карте. Пойдем по дороге. (Дети шагают на месте)

Вопросы детям :

Что это, ребята? (ответы детей)

Нам нужно разгадать этот ребус.

Сколько картинок в ребусе? (ответы детей)

Значит сколько звуков в загаданном слове ? (ответы детей)

Соедините между собой первые звуки , в названии картинок.

Догадались, что это за слово? (ответы детей)

Правильно, это ДОМ.

И кому же принадлежит этот дом? (ответы детей)

Воспитатель : Посмотрите на экран.

Вопросы детям :

Это тот дом, который мы искали? (ответы детей)

А как вы это поняли? (ответы детей)

А как звуки обозначаются на письме и в книжках? (ответы детей)

Какие же гласные звуки живут в домике ?

Вот, лисенок, видишь, мы и нашли домик. А ты больше никогда никуда не уходи без взрослых, хорошо?

Разве можно уходить без взрослых, ребята? (ответы детей)

Ну а теперь нам надо возвращаться в садик : Покрутись, повертись

В детский садик возвратись

(Дети выполняют действия, предлагаемые воспитателем)

Вот мы и в нашей группе .

Ребята, о чем же мы сегодня говорили? (Ответы детей)

А что же с нами произошло? (Ответы детей)

Как мы помогли Лисенку? (Ответы детей)

Что мы для этого сделали? (Ответы детей)

Какие задания мы выполняли? (Ответы детей)

Какие препятствия мы преодолевали? (Ответы детей)

Благодаря чему мы нашли домик гласных звуков ? (Ответы детей) .

Лисенок : А мне пора возвращаться к моим друзьям. Они, наверное, волнуются, ищут меня.

(Дети прощаются с лисенком и он уходит)

Конспект ННОД по обучению грамоте в старшей группе, тема «Проделки Буквоежки»

Задачи:

Закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, Э и буквах, обозначающих эти звуки.
Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях.
Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове.
Закреплять понятия «звук», «буква».
Упражнять в определении количества слогов в слове.
Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.
Упражнять в выработке плавной воздушной струи.
Развивать логическое мышление, память и мелкую моторику детей.
Воспитывать интерес к обучению грамоте.

Материал:

Силуэты гласных букв; магнитная доска; пособие «Домик»; предметные картинки, в названии которых 1,2,3 слога; карточки на развитие воздушной струи; игрушки; раздаточный материал: цветные камешки, пуговицы, палочки.

Ход НОД:

Дети входят в зал, где развешаны изображения букв.

Логопед:

Посмотрите, сколько здесь букв и все они сделаны вашими руками. А я знаю загадки об этих буквах и предлагаю вам их отгадать, найти нужную букву и вывесить на магнитную доску.

Загадки про буквы

Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву...
(О)

В старом дереве дупло
Ну совсем как буква...
(О)

Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь звук ты...
(У)

Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке,
А Эллине с Аллочкой
Эскимо на палочках.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква...
(Э)

Я не знаю в чем секрет,
На эту букву слова нет.
Только буквы все важны,
Мы запомним букву...
(Ы)

Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …
(А)

Логопед:

Вы отгадали все загадки и правильно выбрали буквы. Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы (гласные). Почему эти звуки называют гласными? (Произносятся без препятствия, тянутся, поются). Давайте пропоем гласные звуки:

Мальчики - громко,
Девочки – тихо;
Протяжно – отрывисто;
От тихого до громкого и наоборот.

Игра «Немые звуки»

Взрослый (или ребенок) показывает артикуляцию гласного звука, а дети громко произносят этот звук.

Появляется Буквоежка и убирает с магнитной доски все буквы.

Логопед:

Молодцы! Звуки мы что делаем? (произносим и слышим). А что мы видим и пишем? (Буквы). Давайте еще раз посмотрим на буквы. Куда же делись все буквы. А! Я кажется, догадалась. Это проказы Буквоежки, которая спряталась за мольбертом.

Буквоежка:

Что, буквы не можете найти? А это я, Буквоежка их съела. Но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания.

Логопед:

Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Буквоежки и вернуть буквы? Ну, тогда за дело!

Задание 1: подбор слов со звуком А

Буквоежка:

Отгадайте-ка загадку:

Жил, да был зверёк в лесу,
Боялся волка и лису.
Шкурка серою была.
А в названии – звук А.

Что же это за зверёк? (Заяц). Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц.

Есть у зайца огород.
Что же у него растёт?
Овощи ты называй,
Про звук А – не забывай!

Дети подбирают слова, в названии которых есть звук А.

Логопед:

К зайцу гости приходили
И игрушки подарили.
А в названьях, шла молва,
У игрушек был звук А.

Давайте и мы подарим Зайчику игрушки со звуком А в названии.

Мальчишки подарят игрушки, которыми играют мальчики, а девочки – игрушки, которыми любят играть девчонки. Дети подбирают и дарят игрушки зайчику.

Логопед:

Игрушки, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет), а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы выполнили. Возвращай, Буквоежка, нам букву А.

Задание 2: изменение существительных по падежу

Буквоежка:

А умеете ли вы играть в игру «Один-много»? (Да).

Логопед:

Наши дети любят играть в эту игру, и тебя мы приглашаем поиграть вместе с нами. Игра с мячом: логопед кидает мяч ребенку и произносит слово в единственном числе, ребенок возвращает мяч логопеду и произносит это же слово во множественном числе.

Шар – шары
Стол – столы и т.д.

Буквоежка:

Скажите, ребята, а какой звук стоял в конце ваших ответов (звук Ы). Этот звук вы можете увидеть? (нет), А что вы можете увидеть (букву). Молодцы, справились и с этим заданием. Получайте обратно вашу букву Ы.

Задание 3: дыхательная гимнастика

Буквоежка: Я приготовила вам следующее испытание «Заколдованные картинки». Если сумеете их расколдовать, то верну вам еще одну букву.

Дети садятся в круг, перед каждым картинка, закрытая цветной бумагой, нарезанной полосками.

Логопед:

Ребята, я знаю, как нам расколдовать картинки. Поднесите картинку к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щёк, так, чтобы картинка открылась.

Игра с цветным камнем. После выполнения дыхательного упражнения один ребёнок называет свою картинку, затем передает камень другому с вопросом: «У меня утка, а у тебя?» Так до тех пор, пока каждый не назовёт свою картинку.

Буквоежка:

Какой звук слышится в начале каждого из этих слов? (Звук У). Можем ли мы увидеть звук У? (нет), а что мы можем увидеть? (Букву У). Третье задание вы выполнили. Возвращаю вам букву У.

Задание 4: динамическая пауза «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись»

Буквоежка:

Назовите части лица, в названии которых прячется звук О. (Нос, рот, лоб.). А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Предлагаю вам поиграть в игру «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись».

Взрослый предлагает детям указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.

Логопед:

Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет), а что мы можем увидеть? (букву О). Четвертое задание мы выполнили. Давай, Буквоежка, возвращай нам букву.

Задание 5: определение количества слогов в словах

Буквоежка:

По дороге к вам пробегала я мимо стройки. Строители построили дом, в нем много этажей, как можно назвать, какой это дом (многоэтажный). Но жителей в этом доме еще нет, он стоит пустой и когда я громко крикнула, то в ответ услышала... (эхо).

Логопед:

Давайте, ребята заселим этот дом, чтоб в нем не было пусто и грустно. На первый этаж поселим жителей, в названии которых 1 слог, на второй этаж – жителей с 2 слогами в названии, на третьем - с 3 слогами, на четвертом – с 4 слогами.

Дети подбирают картинки и расставляют по окошечкам дома.

Буквоежка:

Ну, вот. Заселили весь дом. Сейчас хоть кричи, хоть не кричи, а эхо уже не услышишь.

Логопед:

Не расстраивайся, Буквоежка. Эхо можно услышать в горах.

Буквоежка:

А какой первый звук в слове ЭХО? (Э). Вы увидите в горах этот звук? (Нет).

Логопед:

Звук мы не сможем увидеть, а что мы увидим, ребята? (букву). Ты, Буквоежка не хитри, а лучше верни нам букву Э.

Буквоежка возвращает последнюю букву.

Логопед:

Ребята, посмотрите внимательно на буквы. Вам не кажется, что буквы у Буквоежки какие-то не такие, больные? Давайте покажем Буквоежке, какими должны быть буквы и выложим их из палочек, камешков и круп. А ты, Буквоежка, посмотри, кто у нас ловчее: девочки или мальчики.

Дети делятся на две команды: мальчики и девочки, и выкладывают буквы из предложенного материала.

Буквоежка:

Какие молодцы и девчонки и мальчишки, ловкими пальчиками выложили все буквы правильно. А какие звуки обозначают этими буквами (гласные). Вы отлично справились с моими заданиями, и я хочу подарить вам подарок, чтобы вы и дальше тренировали свою память и пальчики и писали красиво все буквы, с которыми вы уже познакомились и с какими вам еще предстоит познакомиться.

Цель: продолжать учить детей определять количество предложений в тексте; формировать знания дошкольников о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие; побуждать детей к самостоятельному поиску путей решения задачи гласный – согласный; проводить звуковой анализ слов с твердыми и мягкими согласными, пользуясь соответствующими фишками; закреплять умение проводить линии, не отрывая карандаша от бумаги; развивать внимание; воспитывать аккуратность.

Материал: индивидуальные карточки с изображением животных и дорожек к домикам, фишки для обозначения гласных, согласных мягких и твердых, предметные картинки, карандаши.

Ход занятия в детском саду со старшими дошкольниками

Воспитатель: Со сказкой мы уже встречались не раз,

И снова она придет к нам сейчас.

— Любите ли вы сказки? Почему?

— Садитесь на стулья, сказка начинается.

СКАЗКА О ЗВУКАХ

В одном бумажном замке жили братья – звуки. Да-да, те самые, что слышатся нашими ушами. Жили в мире-согласии, пока один из них нагло не заявил: «Я самый нужный, я старший». Что здесь началось! Звуки подняли такой шум! Каждый начал хвастаться:

— Я кругленький и меня легко произносить,- произнес звук…..(о).

— Нет, я. Хотя меня уже и труднее произносить, но я первый,- заспорил (А).

— Ой-ой, большой! А я умею гудеть, да и еще очень громко,- сказал звук (у).

Они так громко спорили, что разбудили мудрую фею. Собрала фея крикливых и голосистых.- А вы догадались, какие это звуки? (Да, это [а,о,у,е,ы,и…]- гласные звуки)

— Да, назвала фея их гласными. А какой фишкой их обозначают? Почему? (Потому, что во время их произношения воздух свободно вытекает из открытого рта.)

Дети показывают фишку для обозначения гласного звука.

— А тех, что были тихие и спокойные, что не могли кричать и петь, а только шипеть, свистеть, шуршать, фея назвала как? (Согласными.)

— Какой фишкой их обозначают?

Дети показывают фишку на обозначение согласного звука.

— Фея сказала, что все звуки очень важны, потому что, сливаясь, они образуют…что? (Слова)

— Поэтому я буду называть слова, а вы с помощью фишки будете определять, с какого звука они начинаются.

Слова: оса, заяц, антенна, коза, ученик, улитка, индюк, птица, собака, рука, журавль, жук, арбуз, указка, игла.

Воспитатель называет слова, дети выделяют начальный звук и показывают соответствующую карточку.

— Из звуков складываются слова, а из слов состоят …. (предложения).

— Звуки с недоверием слушали фею. Поэтому она предложила им создать слова, из слов составить предложения, а из предложений-текст. Но звуки были невнимательными и не смогли найти окончаний предложений. Я буду читать вам текст, а вы помечайте концовку каждого предложения хлопанием в ладоши.

У мамы сын. Его зовут Дима. Дима поймал сома. На, мама, сома.

Воспитатель: Сколько в этом тексте предложений? Как вы определяете, что предложение закончено? (Делается пауза.)

— Повторите первое предложение. Определите количество слов в нем. Есть ли в этом предложении слово-помощник?

— Составьте схему первого предложения.

— Молодцы, вы помогли звуками. Все стало на свои места, и всем стало понятно, что жить надо дружно.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре,

(Ходьба на месте.)

Вправо, влево, ноги шире.

(Повороты туловища, руки на поясе.)

Встали, спинки все ровненько.

(Основная стойка, руки согнуты в локтях.)

И на месте побежали.

(Легкий бег на месте.)

Надо мышцы размять.

Будем вместе прыгать

(Прыжки на обеих ногах.)

Все присели-встали.

Вновь присели-встали.

(Приседания.)

Разомните хорошенько пальцы,

(Руки вытянуть вперед, несколько раз сжать пальцы в кулачки и разогнуть.)

Потанцуйте стильные танцы.

(Танцевальные движения.)

Время уже немножко нам поиграть

И загадки отгадать.

Воспитатель выставляет картинку с изображением лиса.

Воспитатель выставляет картинку с изображением леса.

Звуковой анализ слов лиса и лес, моделирование их на основе схемы звукового анализа и фишек.

Игра с мячом «Назови звук»

Воспитатель называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука и бросает мяч воспитателю.

Усложнение: воспитатель называет мягкий согласный звук, а ребенок –твердую пару названного звука.

Игра «Проведи животное»

— У вас на столах лежат карточки с изображением животных. Среди них найдите животное, название которого начинается на _________ звук, и проведите эту зверушку к любимому лакомству.

Проведите линию, не отрывая карандаша и не заходя за линию дорожки. (Раздать карточки с дорожками.)

Итог. Рефлексия

— Закончилась наша сказка.

— С каким настроением слушали сказку о звуках?

Какие звуки вы запомнили?

Олеся Духанина
Звук А и буква А. Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.

Задачи : 1. Познакомить детей с буквой А . 2. Дать детям понятие гласный звук . 3. Развивать умение называть слова с заданного звука . 4. Развивать фонематический слух, анализ, синтез. 5. Развивать конструктивный праксис . 6. Развивать зрительно-пространственное восприятие буквы . 7. Воспитывать в детях уважительное отношение к взрослым и товарищам.

Материалы : мольберт, письмо, конверт, коробка, стрелки, фишки черного и красного цвета, картинка с изображением мака (на каждого ребенка, Нарисованный апельсин (на обратной стороне написано задание, изображение буквы А (большая и маленькая, пластилин, дощечки, карандаши, заготовленные листочки с нарисованной буквой А .

Ход занятия.

Ребятам в группу приходит письмо :

Здравствуйте ребята! Мы-жители страны Грамоты опечалены тем , что по дороге к вам буква А и ее слуга звук А попали в плен к злодею. Помогите нам спасти букву А и ее слугу , и вернуть их домой. Для этого нужно выполнить все задания злодея.

Буквы и страны Грамота .

Воспитатель : И, правда, ребята, посмотрите - стрелки, давайте пойдем по ним. А вот и первое задание.

1 конверт :

Д/игра "Поймай звук А ". (Из разных звуков нужно поймать только звук а и хлопнуть в ладоши, но смотрите не ошибитесь.)

(к, с, а,о, р,т,а,у,ж,ш,и,а,а,з,в) - звуки называет воспитатель.

2 задание

Д/игра "Собери слова из звуков "(Слова рассыпались на звуки , соберите слова из звуков )

р-а-к (рак, с-о-к (сок, д-о-м (дом, к-о-т (кот, л-у-к (лук, ж-у-к (жук, л-у-н-а (луна, в-а-з-а (ваза)

3 конверт (картина с изображением мака)

Задание : найдите где спрятался звук а , какой он по счету.

Воспитатель : Звук А не простой - это волшебный звук , его можно спеть. Попробуйте. Мы произносим этот звук голосом , этот звук - гласный . Мы будем обозначать его красной фишкой, а все остальные звуки - черной .

Дети звуковой анализ слова мак , а пото на схеме, определяют место звука А .

Это задание освобождает звук А , но чтобы злодей не смог снова его поймать, нужно придумать и назвать слова, которые начинаются со звука А . Это 4 задание.

Айболит, акула, аист, автобус, апельсин, ананас, автомат, антенна, арбуз, азбука, ангел, астра.

Продолжаем идти по стрелкам, вдруг видим висит апельсин на обратной стороне 5 задание "построй из пальчиков букву "(физминутка) :

Пальцы указательные

Ставим под углом.

Средний - перекладинкой

Ровно ляжет в нем.

Дети строят букву , а вот и сама буква (плакат на мольберте) .

Воспитатель : Букву А узнать легко , ноги ставит широко. Букву мы видим и пишем , а звук слышим и говорим . На что похожа буква А (Ответы детей) . Из каких элементов она состоит (ответы детей) Напишите ее в воздухе.

А чтобы вы запомнили букву , раскрасьте ее.

6 задание (в конверте карточки с буквой , раскрасьте букву , а чтобы у нее было много друзей, вылепим букву А и пластилина Это 7 задание.

Воспитатель : Ребята вы справились со всеми заданиями злодея, и буква А свободна и ее слуга звук А тоже .

Подведение итогов.