Мода

Проведение мероприятий ко дню победы. Сценарий мероприятия к Дню Победы «Поклонимся великим тем годам…. Пусть всегда будет небо

Сценарий внеклассного мероприятия «Есть память, которой не будет конца!», посвящённое Дню Победы (для начальной школы)

1. Беззаботная жизнь

2. Священная война

3. Пионеры – герои

4. Ужасы войны

5. Фронтовые письма

6. Страдания матерей

7. Женщины – герои ужасной войны!

8. В память о погибших воинах, женщинах, детях

9. Информация о фронтовиках – сельчанах, тружениках тыла

10. Благодарность фронтовикам от детей

11. Война глазами детей

12. Долгожданная победа

13. Рефлексия

Сценарий внеклассного мероприятия «Есть память, которой не будет конца!», посвящённое Дню Победы

1. Беззаботная жизнь.

Звучит радостная весёлая мелодия. Дети играют, читают книги, скачут, играют с игрушками, шепчутся (5-6 человек). У выступающих детей на груди георгиевские ленточки.

Ученик (в центре зала).

Если скажут слово "Родина",

Сразу в памяти встаёт

Старый дуб, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Со скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Ведущий: Мирно страна проснулась

В этот июньский день, Только что развернулась

В скверах её сирень.

Радуясь солнцу и миру, Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Сразу узнала страна.

Утром у нас на пороге

Заполыхала война.

2. Священная война.

Звучит голос Левитана о начале войны. Под звуки метронома на экране появляются кадры фильма – проецируется лист календаря «Воскресенье, 22 июня 1941 г. Раздаются звуки взрывов (в записи), затем показывается видео – ролик песни «Священная война»

Под видео – ролик песни «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова)

Ученик 1-й

Казалось, было холодно цветам

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Ученик 2-й

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

Ведущий. На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили. Памяти наших дедов и отцов, памяти солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны этот праздник …

Учащиеся: Посвящается!

Ученик 1-й:

«Нет! – сказали мы фашистам. -

Не потерпит наш народ,

Чтобы русский хлеб душистый

Назывался словом «брот».

Ученик 2-й

Где найдется в мире сила,

Чтобы нас она сломила,

Под ярмом согнула нас

В тех краях, где в дни победы

Наши прадеды и деды

Пировали столько раз?»

На экране видео – ролик из фильма «Офицеры»

(О Брестской крепости. Слайды из презентации.)

1. Первый удар фашистской армии принял на себя пограничный город Брест. Рядом с ним, на берегу реки Буг, стоит старая русская крепость. Здесь перед войной в казармах и домах жили солдаты и командиры, многие с семьями.

2. В 4 часа ночи тишину разорвал оглушительный грохот. Вокруг загорелись здания, падали убитые, стонали раненые, плакали женщины и дети. Так пришлось проснуться 22 июня 1 941 года людям, жившим в Брестской крепости. Фашисты рассчитывали захватить Брест в первый день войны, но встретили ожесточённое сопротивление.

3. Около месяца оборонялась Брестская крепость. Фашисты вошли в неё лишь после того, как все защитники крепости погибли или были тяжело ранены. С первого дня боя на границе 22 июня 1 941 года, с Брестской крепости, начался победный штурм Берлина весной 1945 года.

4. ГОРОДА - ГЕРОИ

БРЕСТ ЛЕНИНГРАД (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) КИЕВ

СТАЛИНГРАД (ВОЛГОГРАД) СЕВАСТОПОЛЬ ОДЕССА

МОСКВА НОВОРОССИЙСК КЕРЧЬ МИНСК

ТУЛА МУРМАНСК СМОЛЕНСК

Презентация «В О война» (кадры о начале войны, пионеры – герои)

Дети:

3. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

4. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

5. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

6. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

ВЕДУЩИЙ: Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Ведущий: Воевали не только взрослые, но и дети. 20.000 ребят получили медаль «За оборону Москвы», 15.249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». А сколько неизвестных героев было на той войне!

Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут и совсем юные мальчишки и девчонки, на хрупкие плечи которых легла тяжесть невзгод военных лет. Но они выстояли.

3. Пионеры - герои

На заднем плане демонстрируется презентация с портретами пионеров-героев.

УЧЕНИК (7 ): Девочка с косичками Зина Портнова, которой после длительных мучений на последнем допросе гестаповцы выкололи глаза, выдержала.

УЧЕНИК (8): Ее допрашивал четвертый день подряд

Фашистский офицер, увешанный крестами.

Ей руки за спину выкручивал солдат.

Ее хлестала плеть, ее гноили в яме.

Угрюмый офицер сказал, что больше нет

Терпенья у него, что это лишь начало

Жестоких мук, каких не видел свет.

Но желтая, как воск, она молчала.

УЧЕНИК (9): На одном из допросов, схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух гитлеровских офицеров, но бежать ей не удалось. (Пауза.)

Зине Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

УЧЕНИК (10): Не раз ходил в разведку и приносил важные сведения в партизанский отряд Леня Голиков. Тогда летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты,

горели склады с оружием. Был у него и свой боевой счет: 78 уничтоженных фашистов.

посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик 1-й. Да, молодежь мужественно боролась с захватчиками. Ученица 10 класса 201-й московской школы Зоя Космодемьянская (Показывая фото Зои Космодемьянской) в октябре 1941 года добровольцем ушла в партизанский отряд. В деревне Петрищево она подожгла избы с фашистами и конюшни, но ее схватили гитлеровцы.

Ученик 2-й

Избивали фашисты и мучили,

Выгоняли босой на мороз.

Были руки веревками скручены,

Пять часов продолжался допрос.

Ученик 3-й

На лице твоем шрамы и ссадины,

Но молчанье ответом врагу…

Деревянный помост с перекладиной,

Ты босая стоишь на снегу.

Ведущий. Один из немецких офицеров, попавший в плен, так написал в своих показаниях: «Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство… Она посинела от холода, раны ее кровоточили, но она не сказала ничего». Утром 29 ноября Зою казнили.

УЧЕНИК (5): Когда началась война, Марат Казей должен был пойти в пятый класс. За связь с партизанами фашисты схватили и повесили маму Марата, Анну Александровну. Узнав об этом, Марат ушел в отряд. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Вместе с опытными подрывниками он минировал железные дороги. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу и бесстрашие. В мае 1944 года он, выполняя задание, натолкнулся на засаду врага, но не сдался, а гранатой подорвал себя вместе с фашистами. Марат погиб в бою, сражаясь до последнего патрона.

УЧЕНИК (6): И он погиб, судьбу приемля;

Как подобает молодым:

Лицом вперед, обнявши землю,

Которой мы не отдадим.

ВЕДУЩАЯ: Ни угрозами, ни пытками, ни побоями не удалось врагу сломить юных патриотов, до последней минуты остававшихся верными сынами Отчизны, пламенными борцами, не изменившими своей клятве.

Песня «Алёша», поют учащиеся 3 класса

4. Ужасы войны

Ведущий: Многие школьники не только воевали в партизанских отрядах, но и становились сыновьями и дочерями полка. В тылу дети работали в поле и на заводе, ухаживали за ранеными, выступали с концертами в госпиталях, вместе со взрослыми делали для победы все, что могли. А на фронте отцы, братья и сестры бились с врагом.

Ведущий: Давайте вспомним героических жителей Ленинграда. Два с половиной года фашисты осаждали город, но так и не смогли сломить его защитников. Вражеская авиация сбрасывала ежедневно на Ленинград сотни бомб. В ноябре 1941 года рабочие получали в день по карточкам всего 250 граммов хлеба, а дети и служащие – только 125 граммов. Острый голод давал о себе знать всё сильнее. Умирали и молодые и старые, мужчины и женщины, дети. Смерть настигала людей везде: на улице, в квартире, на работе у станков.

Иду в темноте, вдоль воронок

Прожекторы щупают небо.

Прохожие. Плачет ребёнок

И простит у матери хлеба.

А мать надорвалась от ноши

И вязнет в сугробах и ямах.

Не плачь, потерпи, мой хороший, -

И что – то бормочет о граммах.

Их лиц я во мраке не вижу,

Подслушала горе вслепую.

Но к сердцу придвинулась ближе

Осада, в которой живу я.

Танец «Яблочко» - учащиеся 3 класса.

Ведущий: Передо мной фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своём военном детстве инженеров, военных, рабочих, учёных, врачей…

« В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировались.

В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбёжек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы» (Т.С. Ивлева, полиграфист)

« Я родилась в Ленинграде, поэтому и блокада Ленинграда была мне предначертан судьбой. Зимой 1941 – 1942 г. не стало отопления, света, воды, и стены дома промёрзли на 20- 30 см. В ту пору на окнах была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребёнка, что это ночь (даже, если это день), а ночью никто не кушает, надо терпеть. Блокадный паёк – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…» (Л.Т.. Шепелева, профессор, доктор исторических наук)

5.Фронтовые письма.

(Презентация о военных письмах)

Ведущая: На передовой шли бои, а в тылу ждали вестей с фронта - скромных треугольников. Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой. Письма, приходившие с передовой, зачитывались вслух всем близким и знакомым. Эти пожелтевшие треугольники - доказательство. Это фронтовые письма.

Видео – ролик « Письмо с фронта»

6. Страдания матерей.

Ведущий . Самую большую тяжесть войны вынесла на плечах женщина-мать

Когда ж Раиса треугольники вручала,

Вся улица и пела, и плясала!

И, получив привет с передовой,

Смахнёт слезинку мать:

«Сыночек мой! Живой!»

Видео – ролик «Баллада о матери» С. Ротару

Ребёнок 9: Материнские слёзы!

Как подули железные ветры Берлина,

Как вскипели над Русью военные грозы!

Провожала московская женщина сына…

Сорок первый – кровавое знойное лето.

Письмецо долгожданное из лазарета…

Материнские слёзы, материнские слёзы!

Сорок пятый – за Вислой идёт сраженье,

Землю прусскую рвут бомбовозы.

А в России не гаснет свеча ожиданья…

Материнские слёзы, материнские слёзы!

Пятый снег закружился, завьюжил дорогу

Над костями врага у можайской берёзы.

Сын седой возвратился к родному порогу…

Материнские слёзы, материнские слёзы!

7. Женщины – герои ужасной войны!

Ведущий . На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка:

"Давай, поддержу,

Рану твою я перевяжу!"-

Всё позабыла: слабость и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла.

ВЕДУЩАЯ: Это было так давно. Как будто и не было - выдумали. (Обращаясь к гостям – ветеранам.) Вы помните этот день? А я нет, я родилась в 1968. (Пауза.) Война,столько лет прошло... От Москвы до Берлина 2600 км. Так мало, правда? Еслиехать поездом, то это менее двух суток, самолетом - три часа. Перебежками ипо-пластунски - четыре года... Тысяча четыреста восемнадцать дней! Тридцатьчетыре тысячи часов! И двадцать семь миллионов погибших советских людей.

8. В память о погибших воинах, женщинах, детях.

Звучит музыка из песни «Журавли», на сцену по очереди выходят дети с зажжёнными свечами в руках.

РЕБЕНОК (1): 27 миллионов погибших на 2.600 км. Это значит, почти 10. 400 убитых на один км, 10 человек на каждый метр земли.

РЕБЕНОК (2): 27 миллионов погибших за 1.418 дней. Это значит, 19. 000 убитых ежедневно, 800 человек в час, 13 человек каждую минуту.

РЕБЕНОК (3): 27 миллионов погибших в соотношении ко всему населению тех лет, это значит - каждый шестой. Вдумайтесь! Каждый шестой житель нашей страны погиб во время войны.

РЕБЕНОК (4): 27 миллионов погибших... А сколько это не родившихся детей? Сколько вдов и сирот? Чем измерить человеческое горе?..

Ребёнок (5): 27 миллионов наших людей – мужчин, женщин, детей – унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют больше сострадания и участия. Но мы должны о них помнить! Сейчас и всегда помнить!

ВЕДУЩАЯ: Нет ни одной семьи, которую бы не коснулось горе. Вспомним тех, кто бился с врагом, страдал в концлагерях, работал без сна и отдыха. Вечная память погибшим, вечная признательность живых всем этим воинам. Прошу всех встать. Склоним голову перед великим подвигом нашего солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания. - отсчитывается время- 1 минута

Ведущий . Трудно было. А выжить помогала песня. Особенно дороги нам песни военных лет.

Песня – видео ролик «Тучи в голубом» исп. К. Орбакайте Танец «Вальс», танцуют 2 пары.

9. Информация о фронтовиках – сельчанах, тружениках тыла.

« Поздравление ветеранам»- небольшая презентация.

Ведущий:

Когда подходят памятные даты,

Мы почему – то чувствуем вину.

Всё меньше вспоминают о Победе,

Всё больше забывают про войну.

Но боль ещё исчезнуть не готова,

Те годы – миллионы личных драм,

А потому давайте вспомним снова

Всех тех, кто подарил Победу нам!

Молчанием почтите память павших,

Заботой окружите жизнь живых,

И хоть частицу долга ветеранам

Спешите благодарно возвратить!

Ведущий : Солдаты не рассуждали – они воевали до последнего в Бресте и Сталинграде, под Курском и Ленинградом, остановили врага у Москвы…А те, кого не взяли на фронт, ковали Победу в тылу. Женщины, заменив ушедших мужчин, строили танки и самолёты, пахали и сеяли, а ещё - растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы – действительно всенародный праздник, тожественный и радостный!

Сегодня на нашем празднике дети войны, труженики тыла, люди, которые работали день и ночь у станков, ковали победу в тылу. Им выпала нелегкая доля - жить в военную пору. Вам, дорогие ребята и уважаемые взрослые, родившимся под мирным небом, даже и не снилось то, что пережили ваши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. В нашем селе в живых осталось совсем немного героев этой страшной, чудовищной войны, это: (назвать количество ветеранов, которые вернулись с войны). А в данное время в живых осталось только двое. Поприветствуем их!

10. Благодарность фронтовикам от детей.

Ребёнок (1): Я никогда не видела войны,

И ужаса её не представляю,

Но то, что мир наш хочет тишины,

Сегодня очень ясно понимаю.

Ребёнок (2): Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли,

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей Земли.

Ребёнок (3): Спасибо Вам, что нам не довелось

Представить и узнать такие муки.

На вашу долю всё это пришлось –

Тревоги, голод, холод и разлуки.

Ребёнок (4): Спасибо Вам за солнца яркий свет,

За радость жизни в каждом миге нашем,

За трели соловья, и за рассвет,

И за поля, цветущие ромашек.

Сегодня очень ясно понимаю.

Презентация «Ордена и медали»

Ребёнок 1: Носите ордена!

Они вам за Победу,

За раны ваши страшные даны.

Носите ордена!

В них теплятся рассветы,

Что оставляли вы в окопах той войны.

ДЕВУШКА 2: Носите ордена и в праздники - и в будни,

На строгих кителях и модных пиджаках!

Носите ордена, чтоб видели вас люди,

Вас, вынесших войну на собственных плечах.

РЕБЕНОК 3: Лежат в шкафу дедовские медали

А ваши внуки ходят в детский сад,

А мы, признаемся, лишь в кино видали

Как бьет в броню осколочный снаряд

Ведущий: Благодарим, солдаты, вас

Ребёнок 4: За жизнь!

Ребёнок 5: За детство!

Ребёнок 6: За весну!

Ребёнок 7: За тишину!

Ребёнок 8: За мирный дом!

Ребёнок 9: За мир, в котором мы живём!

Песня «Детство», запевает…, припев поют учащиеся 3 класса (машут шарами, детскими игрушками и цветами, сделанными своими руками и выполняют во время припева несложные танцевальные движения).

Ребёнок 10: « Ты лети, лети по свету, голубь наш из края в край! Слово мира и привета всем народам передай!»

(Все дети бросают воздушные шары, с бумажными голубями на них под музыку.

11. Война глазами детей.

МП3 музыка песни «Рисуют мальчики войну»

(Во время музыки дети рисуют за столами свои рисунки о войне. На сцене поставлено 3 стола, за которыми сидят дети. После окончания музыки, выступления детей)

Ученик 1: Я нарисую яркое солнце!

Ученик 2: Я нарисую синее небо!

Ученик 3: Я нарисую свет в оконце!

Ученик 4: Я нарисую колосья хлеба!

Ученик 5: Мы нарисуем осенние листья, школу, ручей и друзей беспокойных!

Ученик 6: И зачеркнём нашей общей кистью – выстрелы, взрывы, огонь и войны! (показывает плакат с рисунком, на котором изображена война)

Ученик 7: Поднимите рисунки выше, чтобы все их видеть могли!

Ученик 8: Чтобы всем был сегодня слышен голос юных граждан Земли!

ВЕДУЩАЯ: Зачем на свет приходят дети?

Ведь не затем, чтоб ранней смертью

Ошибки взрослых исправлять

За то, что столько мы столетий

Не перестанем воевать.

Родятся дети не для пули,

Не для разящего свинца,

За что же их так обманули?

Не в этом замысел Творца!

Проснитесь, люди, ведь прощенья

В веках не будет никогда:

Своей же жизни продолженье

Мы обрываем без следа.

И сколько б век людской не длился,

Будь трижды проклята война

За то, что мы на обелисках

Детей читаем имена!

12. Долгожданная Победа

Ученик 7: Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!

Ученик 8: Девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края.

Мир победил! Окончена война!

Уже нигде не затемняли света

В продымлённой Европе города.

Ценою крови куплена Победа,

Пусть это помнит шар земной всегда!

Ведущий: В 67 раз День Победы наша страна будет праздновать так же, как и в далеком уже 45-м. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ.

Ребёнок 1: Прошла война, прошла отрада,

Но боль взывает к людям:

"Давайте, люди, никогда

об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

УЧЕНИК (6): Помните, какой ценой завоёвано счастье.

Через века, через года,

О тех, кто уже не придет никогда -

Какой ценой завоевано счастье.

Ведущий: Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той беды,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть

Она, как сила нам нужна…

Ученик 2: Пусть солнце утопит всю землю в лучах,

Пусть мирные звёзды сияют над ней!

Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!

Хором: Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Ведущий: Сегодня праздник входит в каждый дом,

И радость к людям с ним приходит следом.

Мы поздравляем Вас с великим днём,

С Днём нашей славы! С Днём Победы!

Ещё нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май! Победный май!

Видео – ролик «Весна 45 года»

(Песня – караоке с видео роликом «День победы», исполняет … Все зрители подпевают ему, так как слова видны на экране.)

13. Рефлексия

Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Все, кто присутствовал на нашем празднике, я обращаюсь к вам. У нас в зале на плакате (показать) изображён памятник советскому солдату. Если Вам понравился наш праздник, пожалуйста, прикрепите частичку своего сердца, своего тепла к рисунку этого солдата. Там есть кармашек, где можно опустить ваше сердечко. А сердечки можно получить у наших ребят (3 учащихся перед сценой держат в руках сердечки)

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №333

Невского района Санкт-Петербурга

Внеклассное мероприятие

«День Победы»

Подготовила:

учитель начальных классов,

воспитатель ГПД

Тарасова Виктория Владимировна

Санкт-Петербург

2016 г.

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы.

Цели и задачи:

  • Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;
  • Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества ;
  • Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к славным страницам прошлого; любовь и уважение к матерям, которые провожали своих детей на войну;
  • Познакомить с песнями, написанными в годы войны;

Оборудование:

  • Фотографии городов – героев;
  • Книги о ВОВ;
  • Аудиозаписи песен военных лет;
  • Презентация;
  • видеопроектор;
  • фонограммы «От Советского ИнформБюро», «Журавли», «Священная война» «Бухенвальдский набат» «Ах, война, что ты сделала…»«Ничто не забыто, никто не забыт», «День победы»
  • На мероприятие приглашаются ветераны микрорайона.

Основные формы работы на подготовительном этапе:

  • Просмотр видеосюжетов, фильмов о Великой Отечественной Войне.
  • Знакомство с материалами о героях ВОВ.
  • Разбор терминов: «Патриотизм», «героизм», «фашизм».

Одной из главнейших тем патриотического воспитания в школе является тема: «Великая Отечественная война». Великая Отечественная война 1941-1945гг. – война, какой не было в истории. Сегодня мы затронем вопрос о том, что в последние годы наблюдается всё более пристальное внимание к изучению военной истории. С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Памяти наших прадедов, дедов, матерей, провожавших солдат и офицеров Советской Армии. Всех павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов посвящается…

Ход мероприятия

Дети исполняют песню: « И все о той весне…»

Кино идет,

Воюет взвод,

Далекий год

На пленке старой...

Нелегкий путь,

Еще чуть-чуть

И догорят войны пожары...

Счастливый май,

Любимый край,

Своих солдат встречай скорее...

От ран обид

Земля дрожит

Теплом души ее согреем...

ПРИПЕВ:

И все о той весне

Увидел я во сне,

Пришел рассвет и миру улыбнулся,

Что вьюга отмела,

Что верба расцвела,

И прадед мой с войны домой вернулся...

В лихом бою,

В чужом краю

Пусть берегут

Любовь и вера,

Чтоб больше их

Пришло живых

И рядовых,

И офицеров...

Придут весной,

Как прадед мой,

И в дом родной

Откроют двери...

Я помню свет

Далеких лет,

В свою страну

Я буду верить...

Учитель: Вам сейчас 9 лет или немногим больше. Вы родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но,скорее всего, не слышали орудийного грома. 9 мая мы с вами отмечаем день освобождения нашей страны от фашистско-немецких захватчиков. Вы видите, как строят новые дома в городе, но не подозреваете, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Вы знаете, как обрываются сны, но вам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Вы мирно просыпаетесь и улыбаетесь своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день.

Выходит мать:

Мать : Я самая счастливая мать на свете, у меня девять детей. Умницы и красавцы.

Выходит первый сын. (В руках колос)

Мать: Первый мой сын любит землю. Он настоящий волшебник, я бы сказала колдун, потому, что колдует он над ней с утра до вечера, с весны до зимы.

Выходят второй и третий сыновья, в руках у них балалайки. Звучат песни или композиции в балалаечном исполнении.

Мать: Второй да третий сыновья любят музыку. Зальются их балалайки – по всей земле слышно. Я каждую песню знаю. Счастье эта музыка приносит, радость, а потому должна жить вечно.

Выходит дочь. (Выходит с полотном и что-то рисует).

Мать: А моя старшая дочь- художница. Она землю-красу на своих полотнах рисует. Первый сын ее украшает, а дочь в картинах увековечивает.

Выходит средняя дочь.

Мать: Моя средняя дочь стихи пишет. Стихи – это те же песни, только поются они иначе. В них тоже есть мелодия, и звучит она по-особенному. Вот послушайте.

Средняя дочь читает стихи:

«Ах ты, матушка – Россия,-

Мой родимый уголок

Величава и красива

Как злаченый колосок»

Мать: Её стихи и утешают, и силы придают, как песни звучат, и как молитвы читаются. Не только мне от них светло, но и всем людям.

Выходит Следующий сын.(Он в длинном плаще-накидке, какие носили в эпоху Возрождения)

Мать: Шестой мой сын артистом был. И роли исполнял прекрасные.

Шестой сын исполняет роль Ромео:

«О, что за блеск я вижу на балконе?

Там брезжит свет. Джульетта, ты как день!

Стань у окна, убей луну соседством;

Она и так от зависти больна,

Что ты ее затмила белизною!»

Мать: Мой сынок воин. Его единственная мечта- защищать Родину от врагов, Он силен, как Илья Муромец, и умен, как Ярослав Мудрый. Он будет лучшим защитником своей страны, своего дома.

Появляется восьмой сын. (В руках у него книга и указка)

Мать:Моя младшая дочь – учитель. Учит он детей грамоте и добру, учит науке и мудрости.

Появляется младший сын.

Мать: Этот сын самый маленький. Он еще ничего не достиг, но как старшие братья и сёстры, впитал в себя все: любовь к земле и любовь к Родине, любовь к музыке и стихам. Он трудится со всеми на земле, а вечером берет в руки скрипку, и звучат по всему свету прекрасные мелодии. О, как поет скрипка в его руках! Это надо только слышать.

Звучит музыка, исполняемая на скрипке. Скрипичные мелодии перерастают в мелодию песни А.Александрова «Священная война»

Мать: Все было хорошо, да пришла на нашу землю война, и стали уходить мои дети один за другим. (Под звуки песни дети один за другим одевают военную форму и медицинские халаты уходят со сцены) Вот и самый младший ушел.

Июнь…Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь…Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли,
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.


Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.

Мать: Долго длится война. Но я верю в победу, потому что все дети мои встали на защиту Родины.

На заднем плане сцены стоят сыновья с горящими свечами.

Каждый день хожу я на дорогу кровиночек моих встречать. Как придут они, значит, война кончилась, – (короткая пауза) И днём я жду детей своих, и ночью.

И вот однажды с неба самая большая звезда упала и болью в сердце это отозвалась. (Первый сын погасил свечу и ушел со сцены).

Появляются люди.

Первая: Я видела как звезда с неба упала. Говорят, в этот момент надо желание загадать. Я и загадала: чтоб война поскорее кончилась и счастье наступило.

Мать: Вскоре вторая звезда с неба скатилась. За ней – третья. (Закрывает лицо руками). Падают с неба звезды одна за другой. Четвертая…..Пятая…..Шестая…Седьмая….Восьмая….Надеюсь я, что хоть один мой ребёнок, да вернется. (Пауза). Вот и девятая по небу прокатилась, самая яркая, самая красивая и самая маленькая. (Сыновья и дочери по очереди гасят свечи и уходят со сцены)

Согнулась мать до земли, накрыла голову черным платком .

Некого мне больше ждать. Рассыпались по земле мои звезды, и только я об этом знаю, только в моем сердце боль прячется, да слезы в глазах блестят.

Звучит песня «День победы», выходят нарядные счастливые люди.

Мать: От чего вы счастливые такие, если война еще не кончилась?

Первая: Нет больше войны.

Вторая: Не видела ты, наверное, как падали звезды

Мать: Видела.

Третий: Тогда не знаешь, вероятно, что надо загадать самое сокровенное своё желание в момент падения звезды, и оно обязательно исполнится.

Четвертый : Мы на небо смотрели и свои сокровенные желания загадывали.

Пятая: Чтобы война закончилась.

Шестая: Чтобы мир на землю пришёл.

Седьмой: Чтобы счастье настало.

Восьмой: Чтобы хлеб золотом чёрную землю укрыл.

Девятый: Чтобы песни новые сложились.

Десятая: Чтоб радостно жить было.

Одиннадцатая: Чтоб солнце всегда светило.

Двенадцатая: Чтоб матери сыновей больше не теряли.

Мать: Поняла я: когда растила детей, о своём счастье думала, а, когда потеряла их, оказалось, всем людям счастье подарила.

Вот почему мои звёзды падали: чтобы людским счастьем стать!

(Сняла чёрный платок, надела белый и присоединилась к счастливым людям)

Мать: Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.

Исполняется песня «В землянке»

Мать: Такие молодые встретили они грудью врага, защитили Родину. Единственное, чему они удивлялись, - это тому, что с начала войны неожиданно стали взрослее. Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся, - помнит…Помнит о подвигах, о боевых друзьях.

Вручаются цветы ветеранам. Исполняется попурри по песням военных лет. Под плавную музыку дети читают стихи.

Лежат в шкафу отцовские медали,

А ваши дети ходят в детский сад.

А мы, признаться, лишь в кино видали,

Как бьет в броню осколочный снаряд.

Но до сих пор мы слышим шум капели

Победной той и ранней той весны,

Как хорошо, что вновь скворцы запели,

Как хорошо смеяться и влюбляться,

Как хорошо порою погрустить.

Как хорошо встречаться и прощаться,

И просто хорошо на свете жить!

Как хорошо проснуться на рассвете.

Как хорошо, что ночью сняться сны,

Как хорошо, что кружиться планета,

Как хорошо на свете без войны!

Учитель: Миллионы погибли, чтобы на земле был вечный мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб доты обнажились,

Как роковая опухоль земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с собою унесли.

Пусть вскинут люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари пепелищ и от Хатынской боли,

Навечно! Навсегда! А не на миг!

Услышал мой ребенок. Мой и твой.

Пусть мир взорвется криком: «Нет! Не надо!

Мне нужен сын не мертвый, а живой!»

Я хочу, чтоб на нашей планете

Никогда не печалились дети.

Чтоб не плакал никто, не болел,

Только б хор наш ребячий звенел

Чтоб навек все сердцами сроднились,

Доброте, чтобы все научились.

Чтоб забыла планета Земля

Что такое вражда и война.

Дети исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»


Разработка

внеклассного открытого мероприятия

Звучит радостная веселая мелодия. Учащиеся играют, читают книги, веселятся.

Ведущая:

Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает

Старый дуб, в саду смородина.

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно. Вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Со скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Смена музыки: «Священная война»

Учащаяся читает стихотворение «В бой идем ».

Ведущая: На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений. Ради нас. Давайте рассказывать об этой войне детям и внукам, чтобы помнили.

Выходят учащиеся (в военных рубашках, медсестры, почтальон)

    В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста. Ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

    Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей/

    Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, подающих на мирных людей.

    Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

    Война – это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память всего народа.

    Война … от Бреста до Москвы- 1000 км, от Москвы дот Берлина-1600. итого 2600 км – это если считать по прямой.

    Кажется, мало, правда? Самолетом примерно 4 часа. А вот перебежками и по-пластунски – 4 года (1418 дней).

    Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 фашистских танков. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва». Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.

    Война – это 84 тысячи разрушенных школ, 334 высших учебных заведений.

    Война была. Эти пожелтевшие треугольники – доказательство. Это фронтовые письма.

Звучит песня «Тучи в голубом».

Ведущая: Во многих семьях сохранялись солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и дети мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой. Самую большую тяжесть войны вынесла на плечах женщина-мать.

Солдат 1 (пишет письмо )

Знаю в сердце у тебя тревога-

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, все ты смотришь на дорогу.

По которой я ушел когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама. За тебя, за нашу встречу.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди!

Солдат 2. (со свечой)

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонек свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на теплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что лесами сокрыта от глаз,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю о вас.

Мои братья и сестры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу,

Буду немцев без жалости бить,

Чтобы Вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учится и жить!

Звучит песня «Зажгите свечи»

Ведущая: На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсестрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти добрые нежные женские руки.

Выходят медсестры (учащиеся в косынке с красным крестом, с сумкой).

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколкам снаряда солдат.

Шепчет сестричка:

«Давай, поддержу!» -

Все позабыла: слабость и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла.

Фрагмент из фильма военных лет;

Ведущая: около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит – 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый четвертый житель страны погиб. Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет.

1. Вспомним их поименно,

Горем вспомним своим.

Это нужно не мертвым,

Это надо – живым!

2 . Помните!

Через века, через года – помните!

О тех. Кто уже не придет никогда, - помните!

3 . Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны

Памяти павших будьте достойны!

Ведущая: Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память погибших минутой молчания.

Минута молчания.

Ведущая:

Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

Звучит песня «Журавли»

(Выходят учащиеся и читают стихи)

    Осенен полыханием победного стяга,

Сел усталый солдат

На ступеньки Рейхстага,

Снял фуражку,

Как труженик после работы,

Вытирая ср лба

Капли жаркого пота.

Поглядел еще раз,

Как над вражьей столицей

На весеннем ветру

Наше знамя лучится,

Папироску свернул,

Затянулся спокойно

И сказал:

Так любые закончатся войны!

2 . Спасибо вам за все, отцы и деды!

Тем, кто врага штыком и пулей брал!

И тем, кто, приближая День Победы,

Неделями цеха не покидал.

Спасибо женщинам, трудившимся на нивах

Осиротевших сел и деревень.

Спасибо Вам за праздник наш счастливый,

За этот трудный и прекрасный день.

3 .Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши деды

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют!

Звучит песня «Весна 1945»

Ведущая : мы, молодое России, всегда будем помнить героически подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной Войны.

Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.

Выходят все участники программы.

    знамя Победы алое – символ дружбы и счастья людей!

    знамя Победы алое – это мир для планеты людей!

    с праздником, дорогие ветераны!

    с прекрасным весенним праздником!

Все вместе: С Днем Победы

Звучит песня «День Победы» ,

(участники подбрасывают вверх воздушные шары и привязанных к ним бумажных голубей).

Ведущая: Наша праздничная программа завершена. Желаем всем вам ясного и мирного неба над головой!!!

День Победы единственный праздник, который до такой степени объединяет наш народ, объединяет общей памятью, гордостью, болью и радостью. В каждом селе, городе или школе проходят мероприятия, посвященные , на которые приглашаются ветераны войны и труда и на которых вспоминают не только героев, о которых знает вся страна, главное, стараются отдать дань памяти и уважения землякам.

Сценарий праздника День Победы «Фронтовые письма» поможет организаторам подобных встреч, концертов или классных часов устроить пронзительный, добрый и патриотичный праздник, в который каждый может внести свои концертные номера, исторические эпизоды и имена.

Блок "Бессмертный полк"

Звук метронома - трек 1.

Сначала громко (несколько секунд), а потом тише, тише, пока не вступит Ведущий. Можно сделать нарезку из кадров бессмертного полка, в которой будут фотографии акции Вашего села.

Ведущий:

Застучал метроном военный,

Смолкли песни, и смех оборвался.

Будто в солнечный май внезапно

Холод страшной войны ворвался.

Ведущая:

Замелькали в памяти кадры

Черно-белых хроник военных,

И щемящая боль подступила,

Кровь сковала в горячих венах.

Ведущий:

В такт холодному мерному стуку

Застучали сердец миллионы,

И рекой полноводной поплыли

Победителей наших колонны.

Ведущая:

В миллионном людском потоке

Рядом с нами отцы и деды.

Незнакомые и родные

Все они - герои Победы!

Ведущий:

Всей страною от края до края

Собран полк: человек к человеку,

И негромким, но важным, потоком

Мы влились в полноводную реку.

Ведущая:

В каждом доме свои герои,

Есть им место средь мирного быта:

В каждом доме живет своя память.

И не будут герои забыты!

Ведущий:

Сегодня - главный праздник нашей страны. Сегодня, как и …. года назад, мы вспоминаем, поем самые главные песни. Мы празднуем !

Ведущая:

В этот день, как ни в какой другой, мы понимаем: мы победили, мы отстояли мир. Сегодня, как и… года назад мы скорбим, плачем...

Ведущий:

Наше село (город) небольшое. Что такое 150 (другая цифра) человек в масштабах всей страны? А ведь когда-то здесь было... домов, а население превосходило (или было еще меньше...) (кол-во человек).

Ведущая:

Но когда пришла на нашу землю беда, никто не остался в стороне. Каждый человек, каждый житель нашего села встал на защиту Родины. Кто-то ушел на фронт, а кто-то остался здесь, отдавая все свои силы Победе. В каждом доме живет память о тех днях, о людях - родных, близких, соседях, друзьях...

Ведущий:

Вспомним всех поимённо,
горем
вспомним
своим...
Это нужно -
не мёртвым!
Это надо -
живым!

Видеоряд участников войны.

Ведущие представляют героев. Текст приблизительный, Вы сами знаете, как лучше представить своих земляков.

(Имя, год рождения) - ушел на войну добровольцем, воевал под Сталинградом, дошел до Берлина...

(Имя, год рождения) - попал на фронт с первым призывом, погиб в июне 1941 года под Москвой

(Имя, год рождения) - воевал с 1943 года. Был танкистом...

(Имя, год рождения), (Имя, год рождения), (Имя, год рождения) - работали в колхозе, обеспечивая тыл и армию продуктами.

Если фамилий будет очень много, можно сделать видеоряд с фотографиями, а Ведущие отметят только СЕМЬИ, которые потеряли во время войны родственников.

Слово администрации. Минута молчания.

Звук метронома, минута молчания - трек 2

Ведущий:

Тогда, в далеком 41-м, еще помнили о революции и о гражданской войне. Страна набирала обороты и жила мирной жизнью, строила и воплощала в жизнь грандиозные планы.

Ведущая:

И тогда, в далеком 41-м, как и сейчас работали, учились, мечтали о будущем, влюблялись, играли свадьбы, рожали детей.

Звучит довоенный вальс - трек 3.

Молодые люди танцуют.

Звучат Звуки войны - трек 4

Танцующие останавливаются, растерянно оглядываются, разбегаются

Ведущая:

В тот год была такая же весна,

И точно также птицы пели,

И так же с крыши капала вода,

И так же ручейки в садах звенели.

Ведущий:

И в том году за звонкою весной,

Пришло к нам лето, очень злое лето...

Пришло оно не песнями, с войной,

Как громом оглушило слово это.

Ведущая:

И не успели встретить свой рассвет

Мальчишки, отправляясь в бой суровый,

Пробили сердце, комсомольский с ним билет,

И всё для нас, для светлой жизни новой.

Ведущий:

Ушли мужчины взрослые, ушли

Девчонки, не успев поцеловаться,

И встали женщины, больные за станки,

И дети стали взрослыми казаться.

Объявление войны - трек 5

Видео "До свидания мальчики"

Блок "Фронтовые письма"

На сцене, в глубине - "герои былых времен": молодой (1-й Солдат ) и средних лет (2-й Солдат ) в военной форме, девушки - одна тоже в форме (1-я Девушка ), другая в гражданской одежде (2-я Девушка ), подросток. Они читают фронтовые письма. Когда читают подходят ближе к авансцене, закончив, отступают вглубь. Можно читающего высветить лучом софита. Если в архивах Ваших односельчан сохранились военные письма, включите и их в этот блок. Предлагаемую ниже подборку можно сократить.

2-й Солдат : Гранечка, уже 12 суток, как мы расстались. Помните, как я с вами расставался, рвались вражеские снаряды и бомбы, свистели пули. Я уходил, а ты, дорогая, оставалась от меня в огне, никак мне больше вернуться возможности не было, но ничего не поделаешь, время такое настало. Как прибыл в часть, сразу пришлось принять бой с немцем и подряд, беспрерывно, без сна и без отдыха 2-е суток пришлось драться. Из письма к жене Александр Жилин (Коми АССР)

1-й Солдат : Если правду сказать, дела на фронте плохи. Наш батальон почти уже разбит, больших боёв не принимал… В настоящее время из батальона здесь 1/4 часть или ещё меньше. Эх, эта война! Сколько городов перед моими глазами горели, превратились в кучи развалин, какие мосты в воздух подняли, всё рушится, всё пропадает! За меня не беспокойтесь. Кончится война, может быть, ещё жив останусь и приеду домой после окончания срока службы. Не тужите. До свидания. Останусь с приветом, любящий вас, Александр Филиппов. Письмо отцу

2-я Девушка : Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я лишь 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Не плачь, мама. Я умираю, зная, что все отдавала победе. За народ умереть не страшно. Передай девушкам: пусть идут партизанить, смело громят оккупантов. Наша победа недалека! Пишу это письмо перед смертью. Ты его получишь, а меня уж не будет на сеете. Ты, мама, обо мне не плачь и не убивайся. Я смерти не боюсь... Мамочка, ты у меня одна остаешься, не знаю, как ты будешь жить. Вера Поршнева, письмо к матери.

1-й Солдат : Прошу переслать его моей матери, Лурье, проживающей в г. Кирове, она эвакуирована из Латвии. Прошло два месяца ожесточенной борьбы с врагом. Для меня наступил последний этап борьбы - борьба за Таллин. Отступления быть не может. Жалко умирать в 24 года, но в настоящей борьбе, где на весы истории всего человечества ставятся миллионы жизней, я свою также отдаю, зная, что будущее поколение и вы, оставшиеся в живых, будете нас вспоминать как освободителей мира от ужасной чумы. Мама! Не огорчайся. Я не первый и не последний, положивший голову за коммунизм, за Родину. Комсомолец Латышского полка Вина Лурье, письмо к матери

1-й Солдат: Родная, Талюшка! Трудно начинать трафаретными словами: когда ты получишь это письмо, меня уже не будет в живых. Но ведь это так, и надо мириться с действительностью. Жизнь! Гордо звучит это слово. В нем печаль и радость, страдание и блаженство. Я не хочу быть бахвалом, говоря, что жизнь мне безразлична. Нет, она оценена очень высоко. И терять ее весьма тяжело. Молодость! Что может быть дороже этого? Я не отношусь к категории «мрачных искателей смерти на поле брани». Играть жизнью недостойно человека. Вспоминай иногда, что был любящий тебя человек, который не задумываясь отдал бы жизнь за свою Талюшку. А ведь оно в действительности так и есть. Во всем общем есть частица каждого человека. И то, за что я отдал ее, есть и твое дело. Я верил в твою любовь, знаю, что она кристально чистая, и тем отрадней для меня вспоминать прожитое время... Я знаю, что тебе трудно будет смириться с мыслью утраты Женьки. Но прошу тебя, не давай никаких обетов. Постарайся рассеять быстрее все мрачное. Сделай свою жизнь счастливой. Евгений Червонный, письмо любимой

2-й Солдат: Дорогая Фаинушка! Я видел фашиста в звериной шкуре, в роли «молодца», когда он издевается над мирным населением — детьми и стариками, видел, как изверг убивает ребёнка перед глазами обезумевшей матери, как садистски насилует жену на глазах истерзанного мужа. В селе Санники Новосокольнического района гитлеровцы сожгли и истерзали 480 человек. Видел фашиста в роли «овечки», когда он попадает в руки партизан, когда он бежит, как заяц, от частей Красной Армии. Я помнил, что у меня есть жена, есть ребёнок, за моей спиной советские честные люди, я должен их защищать. И я их защищал. Жизнь я люблю безумно. Она хороша и своими горестями, и своей радостью, но если придётся умереть, то знай, что умру честно, самоотверженно. Я не посрамлю земли русской, не посрамлю своей семьи; сыну будет что вспомнить об отце его, и если когда-либо ещё повторится столь грозный час, то будет с кого взять пример... Александр Герман. Письмо жене

Звучит песня Темная ночь или Землянка в собственном исполнении (для этого есть минусовый файл) или в исполнении Марка Бернеса и неизвестного исполнителя. герои писем могут танцевать, "писать письма"... - трек 6

Подросток - мальчик: Это последний номер нашей рукописной газеты "Окопная правда". Нас всего 10, но эта десятка - мощный кулак, который врагу будет дивизией, и, как сказал майор Жиделев, мы будем драться, как дивизия. Нет силы в мире, которая победит нас, Советское государство, потому что мы сами хозяева, нами руководит партия коммунистов. Вот посмотрите, кто мы. Здесь, в 52-й школе:

1. Командир морского пехотного полка майор Жиделев, русский.

2. Капитан, кавалерист, грузин Гобиладзе.

3. Танкист, рядовой Паукштите Василий, латыш.

4. Врач медицинской службы, капитан Мамедов, узбек.

5. Летчик, младший лейтенант Илита Даурова, осетинка.

6. Моряк Ибрагим Ибрагимов, казанский татарин.

7. Артиллерист Петруненко из Киева, украинец.

8. Сержант, пехотинец Богомолов из Ленинграда, русский.

9. Разведчик, водолаз Аркадий Журавлев из Владивостока.

10. Я, сын сапожника, ученик 4.-го кл., Волков Валерий, русский.

Посмотрите, какой мощный кулак мы составляем и сколько немцев нас бьют, а мы сколько их побили; посмотрите, что творилось вокруг этой школы вчера, сколько убитых лежит из них, а мы, как мощный кулак, целы и держимся, а они, сволочи, думают, что нас здесь тысяча, и идут против нас тысячами. Ха-ха, трусы, оставляют даже тяжелораненых и убегают. Эх, как я хочу жить и рассказывать все это после победы. Всем, кто будет учиться в этой школе! 52-я школа! Твои стены держатся, как чудо среди развалин, твой фундамент не дрогнул, как наш мощный кулак десятки... Дорогая десятка! Кто из вас останется жив, расскажите всем, кто в этой школе будет учиться; где бы вы ни были, приезжайте и расскажите все, что происходило здесь, в Севастополе. Я хочу стать птицей и облететь весь Севастополь, каждый дом, каждую школу, каждую улицу. Это такие мощные кулаки, их миллионы, нас никогда не победят сволочи Гитлер и другие. Нас миллионы, посмотрите! От Дальнего Востока до Риги, от Кавказа до Киева, от Севастополя до Ташкента, таких кулаков миллионы, и мы, как сталь, непобедимы! Валерий «поэт» (Волк)

1-я Девушка : Дорогие фронтовые товарищи, милая моя подруга Нина. Если я погибну в этом бою, то после смерти сообщи моей маме, что я, ее дочь, честно выполнила свой долг перед Родиной. Да, мне, конечно, жаль, что так рано кончилась моя жизнь, но за меня отомстят другие. Нина, я была медсестрой. Ведь это самое прекрасное - спасать жизнь человеку, который борется за нас, защищает нашу Родину от коварного врага, борется за наше будущее.
Вот и все, что я прошу передать моей маме. Валя Колесникова.

2 -й Солдат: Поздняя осень, грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели... Пасмурно, ветрено, дождливо! Снег стаял, трепещут оставшиеся на деревьях листья и летят в одиночку по воздуху. В селе безлюдно, люди прячутся в немногих пригодных для жилья зданиях. Оживлен лишь тракт, по которому движутся немецкие машины всех видов и размеров, иногда длинные эшелоны пленных. Горе осенило своим крылом Родину. Кто же я и что же я? Сейчас я прежде всего раненый. Рана на ноге улучшается, но медленно, так как я растравляю ее: толкусь с утра и до вечера, ибо я, во-вторых, санинструктор. А проще говоря, санитар при временном лазарете для советских раненых. Сперва я был на перевязках и операциях и по уходу без прикрепления к палатам. Теперь за мной сохранили на операциях общий наркоз и прикрепили детскую палату. В ней 6 пациентов: Маня, Нина, Паня (3-5 лет), Ваня (12 лет), Дуся и Поля (17 лет). В тусклом полумраке от коптилки страдальчески светится голубой глаз (другой выбит) мальчика, хорошего мальчика с разорванным осколком животом. Л. Кулик. Из писем профессора жене

Девочка-подросток: Мне было десять, после окончания пятого класса меня отправили на каникулы в Псковскую область. Уже в июле туда пришли фашисты, очень скоро детей забрали в лагерь. Не в концентрационный, рабочий, но от этого легче не было. Голод, непосильная работа, ежедневная смерть. Мне с ребятами постарше удалось убежать, шли долго. Было холодно и страшно. Линию фронта пересекли только ранней весной. Потом работали в колхозе: носили на своих плечах рыбу в райцентр за 17 км. Но мы жили! Ребята, что остались в лагере (старшим было по 15) погибли. Когда наши стали теснить немцев, всех детей загнали в душегубки. Осталась одна девчушка, которую отбросило взрывной волной. Она-то и рассказала о гибели сотен детей. Страшно. Это нужно помнить! Из воспоминаний Жени Егоровой

1 -й Солдат: Дорогой отец! У вас в Москве, наверное, стоят теплые апрельские дни, как это бывало всегда... Днем у нас совсем тихо, только изредка немцы открывают стрельбу из минометов, очень редко, потому что мин у них не хватает. Все их мины падают в болото, и жалко бедных лягушек, которых они много поглушили. Снаряды их тоже такие же только падают и в большинстве своем не разрываются по какой-то причине. Как видишь, у нас здесь совсем спокойно, за исключением шума самолетов, не подумай немецких, а наших, которые днем и ночью бомбят фрицев. Александр Малков

2-й Солдат: Чувствую себя пока хорошо, правда было небольшое ранение в левую лопатку, рана уже зажила, а что будет дальше пока неизвестно, хотя и ждать хорошего не приходится, враг силен и безжалостен, свинцовые и чугунные шмели жужжат кругом. Весна здесь начинает вступать в свои права, снег тает, прилетели скворцы. Кругом природа начинает оживать, а с другой стороны живое умирает, так безжалостно гибнут молодые силы. Что у Вас нового? Папаша, наверное, направляет станок, готовится к встрече весенней дичи, охотников, наверное, осталось мало, а дичи будет много и охота должна быть обильной, все будет зависеть от состояния здоровья. Жму Вам руку, Пётр Асанов

Звучит Песня "Случайный вальс" или "Осенний сон" - трек 7

Пары кружатся в вальсе, по очереди останавливаются, занимают свои места в глубине сцены. Достают сложенные треугольники писем.

Ведущая:

Простые фронтовые письма -

Свидетели большой войны.

Для правнуков, для мирной жизни

Потоком лет сохранены.

Ведущий:

А пожелтевшая бумага

Хранит надежду и любовь.

Здесь гнев и боль,

а тут - отвага.

Ведущая:

Ведущий:

Затертые скупые строчки,

за каждой - человек. Судьба...

За многословным многоточьем

Орудий слышится пальба.

Ведущая:

Учебника сухие строчки

Не смогут душу заменить:

Читайте письма фронтовые,

Чтобы понять, чтоб не забыть.

Ведущий:

К сожалению, ветераны уходят. С каждым годом их остается все меньше и меньше. Покидают нас и дети войны. Недалек тот час, когда послевоенное поколение будет самым главным хранителем памяти. Памяти войны. Это печально, но это и здорово: ведь уже больше десяти поколений, не знающих ужасов войны, выросло и возмужало. И те, что остались на полях сражений, погибли за это: за мир, свободу, жизнь!

1-й Солдат: Милая Тонечка! Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Ты предложила расписаться, чтобы я всю жизнь принадлежал тебе одной. Я охотно выполнил твою просьбу. У тебя на паспорте, а у меня на квитанции стоит штамп, что мы муж и жена. Это хорошо. Хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий тебе человек, он помнит обо мне, думает, любит. "Хорошо любимым быть..." Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая... За нее умереть не страшно... Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она - могила-то?

Ведущая: И недаром, наверное, пришел к нам весной, когда возрождается земля, когда пьянящий запах сирени кружит голову. И они, наши герои мечтали о мире, о любви, о весне. Вот, что писала об этом сестре юная девушка Хелена Кульман

1-я девушка: Жизнь красива такой, какая она есть. Украшают её часто именно трудности. Наша жизнь имеет только одну цель — вперёд. Никакой дороги обратно нет. Вперед к победе! Если живёшь только одной мыслью, если хочешь сделать всё, чтобы эта мысль осуществилась, тогда никакая трудность не непреодолима. Представь себе, как скучно было бы жить пустой будничной жизнью. Мы избрали себе другую, более тяжёлую и более красивую жизнь. Жизнь, которая полна борьбы и радости победы. И даже если было бы возможно, мы не поменяли бы её на более легкую жизнь. Не вешай нос. Всё проходящее. Помнишь, ты сама однажды, написала в мой альбом приблизительно такую мысль, что буря и дождь пройдут, и опять будет светить солнце. Также исчезнет и самая большая боль и горе, и настанет опять время, когда можно будет смеяться от всего сердца и быть счастливой

Цветет победная сирень

Под майским солнцем. Словно море,

Волнуется, шумит, скорбит...

И помнит радость, помнит горе.

Ведущий:

Улыбки, слезы, память, боль -

В сиреневых цветах смешались:

В них соль невыплаканных слез,

И слов, что раньше не сказались.

Ведущая:

Шумит победная сирень,

Напоминая боль утраты,

Бескрайним морем по стране

Проходят в памяти солдаты.

Ведущий:

Отдав дань Подвигу войны,

И помолчав на скорбной тризне,

Начни победная сирень

Гимн Подвигу и мирной жизни!

Звучит песня из фильма "Офицеры" - трек 8.

Можно снова запустить видеоряд односельчан (земляков), переживших войну

Продолжить праздник можно на открытой площадке, привлекая всех собравшихся к общему исполнению военных песен или тематических игр, пример подобной программы к 9 МАЯ смотреть

День Победы у многих ассоциируется с парадами на площадях и мероприятиями, которые посвящены участникам войны и тем, кто стал её свидетелями в те непростые годы. Они организовываются и для того, чтобы почтить память тех, кто отдал свою жизнь за будущее поколение. Это дань героизму и мужеству этих людей.

Парады

Нет такого города или населённого пункта, где ни была организована официальная часть поздравлений ветеранов на площадях или в парках. Как правило, выступают представители власти, почётные жители и даже ветераны, герои войны. Можно услышать не только поздравления, слова благодарности, но и рассказы, воспоминания о тех нелёгких днях. Всё это может происходить на главной сцене или в тематически оформленной зоне.

План мероприятий ко или других крупных городах включает и парад на главных площадях. Это незабываемое зрелище, которое представляет собой демонстрацию военной техники старого или нового образца, торжественное шествие военных в форме, их отчёт перед главнокомандующим и т.д. Важным отличием именно этого торжества от других является то, что всё расписано поминутно. Это подчёркивает торжественность и важность события. На параде всегда присутствуют ветераны, почётные жители в качестве зрителей.

Выставки

О том, какие мероприятия проводятся на 9 мая, несложно догадаться: кроме выступлений, в этот день стараются вспомнить то, что происходило в те годы. Кроме рассказов очевидцев, сохранилось много документов, фото- и видеоматериалов. Используя их, организовываются выставки следующих направлений:

  1. С военным оружием, формой бойцов, другой атрибутикой и предметами.
  2. С военной крупной техникой и транспортом.
  3. С фотоматериалами.
  4. С дневниками, письмами, записками.

Всё это может проводиться, как под открытым небом, в качестве временного мероприятия, так и в музеях. Многие современные искусствоведы создают собственные презентации, арткомпозиции, инсталляции, посвящённые военным событиям. В их создании используются современные технологии и материалы.

В школах, ВУЗах и других учебных заведениях есть отдельные кабинеты, которые содержат материалы, вещи тех лет, а также тематические книги, видео. Это выставки в миниформате, которые доступны учащимся круглый год. На 9 мая здесь проходят встречи с ветеранами, небольшие выступления с поздравлениями. Руководство устраивает застолье с поздравлениями почётных гостей.

Также в школах проводятся отдельные классные часы, где детей информируют о важных датах и событиях войны, восстанавливается историческая хроника. Это нужно для того, чтобы новое поколение не забывало о тех событиях и подвиге героев, участников войны.

Мероприятия с детьми

Многие мероприятия на 9 мая в День Победы ориентированы и на более младшую аудиторию. Школьников целыми группами ведут в музеи войны или на выставки. Так как в этот день обычно наблюдается тёплая погода, то учителями или администрацией школьных учреждений могут быть организованы тематические вылазки, поездки на мемориалы славы, места боевых событий. Это могут быть небольшие путешествия в черте города или же в пригород.

Если организовываются вылазки на природу, то обязательно проводится официальная часть с рассказами о исторических событиях и т.д. Возможно, организовываются даже конкурсы на знание того, кто лучше осведомлён в истории. Это ещё больше стимулирует детей к тому, чтобы помнить важные вехи военного периода.

Посещение мемориалов в советские времена было обязательным. Сейчас также многие школьные учреждения организовывают такие поездки с детьми. Обязательно возлагаются цветы к памятникам, местам былой славы. Часто такие мемориалы находятся в парковой или лесной зоне. Поэтому можно устроить и небольшую вылазку.

Посещение ветеранов

Важны не только официальные мероприятия ко Дню Победы, но и забота о свидетелях военных событий. Многие из них уже находятся в таком возрасте, что не могут посетить торжества, доехать до площади или парка. Поэтому многие образовательные учреждения, государственные организации или органы местного самоуправления устраивают поездки на дом к ветеранам.

Безусловно, им важно внимание и забота, но и помощь не окажется лишней. Поэтому посетители часто делают символические или материальные подарки лично от себя или же официально, согласно выделенному бюджету. Тем не менее, простое посещение и чуткий разговор—это уже помощь и выражение своей благодарности за тот подвиг, который был совершён ради настоящего поколения.

Все торжества на 9 мая проникнуты духом победы, гордости за великий подвиг своей страны. Поэтому важно их посетить или же уделить внимание участникам и свидетелям войны.