Мода

Сочинение дуэль печорина и грушницкого анализ эпизода сцены. Какими предстают Грушницкий и Печорин в сцене дуэли? (ЕГЭ по литературе) Поведение во время дуэли грушницкого таблица

Как характеризует Печорина и Грушницкого сцена дуэли? Композиционная сложность романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» неразрывно связана с психологической сложно­стью образа главного героя. Неоднозначность и противоречивость мятежного характера Григория Печорина проявляются не только в его поступках и его душе, - наиболее ярко эти черты проступа­ют в соотнесении героя с другими персонажами.

Чтобы показать благородные чувства и стремления своего ге­роя, А. С. Грибоедов противопоставил Чацкому подхалима Мол- чалина, А. С. Пушкин ввел в роман «Евгений Онегин» образ моло­дого поэта-мечтателя Ленского, а М. Ю. Лермонтов страдающему Печорину, с его непреклонной волей и жаждой борьбы, противо­поставил Грушницкого.

Печорин встретился с Грушницким, с которым они «были ког- да-то друзьями» в Пятигорске на водах. «Грушницкий - пишет он в своем дневнике, - …из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, воз­вышенные страсти и исключительные страдания». Цель таких людей - производить эффект. В обществе Мери Грушницкий ра­зыгрывал роль разжалованного в солдаты, гонимого обществом и судьбой страдальца. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное на какие-то тайные страдания, что, по словам Печорина, сам почти в этом уве­рился, «он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель - сделаться героем романа…».

Печорин же всегда стремился к активным действиям; «любо­пытство» толкало его ставить «эксперименты» над собой и окру­жающими, вмешиваться в дела, до него не касающиеся; его без­рассудная храбрость и романтическое мироощущение были под­линными, а не воображаемыми. И, главное, что отличало его, - стремление понять, что движет людьми; выявить мотивы их по­ступков, постичь их психологию.

Почему же этот «романтический» мальчишка так не нравится прапорщику Печорину? Он мечтает о славе, об офицерских эпо­летах, но ведь кто об этом не мечтает в столь молодые годы? Он наивный, недалекий человек, но и это ему можно простить. Груш­ницкий насквозь фальшив, а фальши, неискренности наш герой не выносит, и именно этого он не может простить. Григорий Пе­чорин действительно переживает чувство глубокого разочарова­ния в жизни, которое для юнкера лишь поза. Во всем внешнем облике, речи, поступках Грушницкого Печорин видит ничтожность его натуры. Ему вообще всегда были неприятны самовлюбленность и эгоизм людей, которые на все случаи жизни запаслись «пышны­ми фразами», которые в молодости разыгрывают роль разочаро­ванных, а под старость «делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, - иногда тем и другим».

Печорин откровенно признается, что не любит Грушницкого, чувствует к нему неприязнь и играет на самолюбии приятеля, зная наперед, что одному из них несдобровать. Раздраженный, Печо­рин желает досадить бывшему сослуживцу. От скуки, без каких- либо угрызений совести, он вмешивается в судьбу юнкера, влюб­ляет в себя Мери, чем восстанавливает против себя Грушницкого. Атот, когда затронуто самолюбие, желая отомстить Печорину, за­думывает высмеять его и представить перед всеми трусом.

Печорин случайно стал свидетелем этого «заговора», и мысль, что он мог сделаться «посмешищем этих дураков» не давала ему покоя. С одной стороны, он недоумевал, за что его все так ненави­дят, а с другой - чувствовал, что «ядовитая злость» наполняла его душу. С этого момента судьба юнкера была решена: «Берегитесь, господин Грушницкий! - писал Печорин в своем дневнике, - Со мной так не шутят… Я вам не игрушка!..» Печорин так зол, потому что боится «показаться смешным даже самому себе». Он иногда презирает себя, и не от того ли он презирает и других?

Перед самой дуэлью Печорин откровенно признается доктору Вернеру, что «думая о близкой возможности смерти», он думает только «об одном себе». Настоящих друзей он не приобрел, ажен- щины, которые, по его мнению, обнимая других, будут смеяться над ним, чтоб возбудить ревность к усопшему, не достойны его внимания. Из жизненной бури Печорин «вынес несколько идей - и ни одного чувства», он давно уже живет «не сердцем, а головою» и разбирает свои поступки со строгим любопытством, но без жи­вого участия.

Печорин признается также, что «стал не способен к благород­ным порывам», однако перед дуэлью именно он выражает готов­ность примириться с противником, хотя и предлагает условия, на которые тот не может согласиться. Желая в полной мере подтвер­дить правильность своих суждений о низости и трусости Грушниц- кого, Печорин намеренно «…поставил его в затруднительное по­ложение». «Стреляясь при обыкновенных условиях, - пишет Пе­чорин, - он мог целить мне в ногу, легко меня ранить и удовлетво­рить таким образом свою месть, не отягощая слишком своей сове­сти; но теперь он должен был выстрелить в воздух, или сделаться убийцей…» Печорин даже предоставляет «все выгоды» Грушниц- кому, желая проверить, насколько Грушницкий подчинен злу, хва­тит ли у него решимости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет Печорина не был заряжен).

Печорин, со своей страстью к исследованию человеческой природы, хотел испытать Грушницкого. Вечное любопытство, стремление наблюдать и экспериментировать над страстями и чув­ствами других людей толкали его на это. Печорин надеялся, что в душе молодого юнкера еще «могла проснуться искра великоду­шия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и сла­бость характера должны были торжествовать…». Используя ду­шевную слабость противника, сам Печорин хотел таким образом оправдать свое «полное право не щадить его». Он и сам толком не мог объяснить, какие чувства более всего владели им в тот момент: «…то были и досада оскорбленного самолюбия, и пре­зрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, те­перь с такой уверенностью и… дерзостью на меня глядящий, две минуты назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку..».

Несколько минут Печорин наблюдал за Грушницким, в послед­ний раз надеясь увидеть в нем хоть «легкий след» раскаяния, но тот, зная, что пистолет Печорина не заряжен, не проявил никаких угрызений совести и даже «удерживал улыбку».

Печорин раскрыл заговор, самолюбие его было удовлетворе­но, и он предложил Грушницкому отказаться от своей клеветы. Однако «лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали… «Стреляйте! - отвечал он. - Я себя презираю, а вас ненавижу… Нам наземле вдво­ем нет места…» И Печорин выстрелил…

Таким образом, сцена дуэли, задуманная Печориным как ко­медия, превратилась в трагедию. Автор пытается показать нам, что эта трагедия была как бы предрешена всей логикой событий, по которой Грушницкий неизбежно был жертвой, а Печорин лишь невольно сыграл в судьбе юноши фатальную роль. Вспомним, как Печорин сам говорил об этом: «Я его… не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Эту же обреченность юноши чувствовал и Вернер, говоря Печорину: «Я предчувствую, что бедный Грушниц­кий будет вашей жертвой…». Вот почему автор отчасти оправды­вает ту жестокость, какую проявил Печорин в поединке с Груш- ницким, Однако какое оправдание можно найти поступкам Печо­рина, когда жертвами его эгоизма становятся люди, достойные уважения и любви?

В лице Печорина перед нами предстает не только своеобраз­ный человек, типичный для своей эпохи. Герой времени - это лич­ность, сформированная данным веком, и ни в какой другой эпохе подобный человек появиться не мог бы. В нем сконцентрированы все черты, все достоинства и недостатки его времени. В предисло­вии к роману Лермонтов полемически заявляет: «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего по­коления, в полном их развитии».

Роман « » является одним из последних совершенных работ М.Ю. Лермонтова. В нем он передает характер, эмоции, повадки не только одного человека – главного героя Печорина, а всей социальной прослойки того времени.

Основной чертой характера данного героя является эгоизм, никем, кроме себя не интересуется. Практически всегда он ведет себя грубо и черство с окружающими людьми, он любит подшучивать, впутывать женщин в свои любовные игры, а затем жестко разрывать с ними отношения.

Одной из самых ярких сцен, которая раскрывает образ главного героя, является дуэль между Григорием Александровичем и Грушницким. Печорин пытается сделать из Грушницкого нормального, хорошего человека. Он дает ему право выбора перед началом дуэли. Эта дуэль являлась своеобразным психологическим тестом, который должен был вывести Грушницкого из тьмы, ведь он просто утопал в своей злобе и ненависти.

После заговора с драгунским капитаном, Грушницкий планировал зарядить только свой пистолет и унизить Печорина, испугать его. Но, с другой стороны, эти действия похожи на заранее спланированное убийство. Ведь второй человек на дуэли будет безоружен. Григорий Александрович узнает о задуманном, но, все равно, идет на дуэль. Он дает шанс Грушницкому исправиться и остановиться. Григорий не сразу решился тайно зарядить свой пистолет. Он дал своему оппоненту несколько шансов на исправление, на покаяние. Но, тот не воспользовался ними.

Дуэль началась… и выстрелил. Он задел лишь колено Печорина, сделав небольшую ссадину. Но, факт того, что он все – таки осмелился сделать выстрел, говорит о его подлости и озлобленности. Конечно, такой поступок взбудоражил Печорина, и он попросил зарядить свой пистолет. И опять–таки, дал Грушницкому возможность извиниться, на что получил негативный и дерзкий ответ. Самолюбие Грушницкого полностью поглотило его мужское благородства и честь. Он поступил низко, за что и расплатился своей жизнью.

Вот так и закончилась дуэль и дружба Печорина и Грушницкого.

Михаил Юрьевич Лермонтов – один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и стихотворения одинаково совершенны. В последние годы жизни Лермонтов создает свой удивительно глубокий роман «Герой нашего времени» (1838 – 1841). Это произведение можно назвать образцом социально-психологической прозы. Через образ главного героя романа Григория Александровича Печорина автор передает мысли, чувства, искания людей 30-х годов 19 века.

Основные черты характера Печорина – «страсть к противоречиям» и раздвоенность личности. В жизни герой противоречив и непредсказуем. Кроме того, он очень эгоистичен. Часто кажется, что Печорин живет только ради того, чтобы развлечься, потешить себя. Страшно то, что поводом для его развлечений становятся окружающие героя люди. Однако Григорий Александрович не всегда ведет себя как злодей.

В.Г. Белинский говорил, что «трагическое» заключается «в столкновении естественного веления сердца» с долгом, в «проистекающей из того борьбе, победе или падении». Подтверждением его слов является одна из самых важных сцен в романе – сцена дуэли Печорина с Грушницким.

В Грушницком Григорий Александрович хочет найти что-то хорошее, хочет помочь ему разобраться в себе, стать нормальным человеком. Мы понимаем и не осуждаем Печорина, когда он перед дуэлью говорит, что хочет дать себе моральное право не щадить Грушницкого. Печорин предоставляет этому герою свободу выбора и пытается подтолкнуть его к верному решению.

Григорий Александрович решает рискнуть своей жизнью ради одного психологического эксперимента, ради пробуждения в Грушницком лучших чувств и качеств. Пропасть, на краю которой стоит новоявленный офицер, – пропасть в буквальном и переносном смысле. Грушницкий падает в нее под тяжестью собственной злобы и ненависти. Как же проходил этот психологический эксперимент?

Грушницкий вместе с драгунским капитаном задумали «проучить» Печорина за то, что тот начал ухаживать за княжной Мери. План их был довольно прост: на дуэли зарядить только пистолет Грушницкого.
Грушницкий хотел напугать Печорина и унизить его. Но только ли это? Ведь могло случиться так, что он попал бы в Печорина. Получается, что Грушницкий задумал практически убийство ни в чем не повинного человека. Законы чести для этого «офицера» оказались неписаны.

Печорин случайно узнает о заговоре, но решает не отказываться от дуэли. Лермонтов пишет, что «во взгляде Грушницкого было какое-то беспокойство, изобличавшее внутреннюю борьбу». К сожалению, эта борьба в душе героя закончилась победой низости и подлости.

Однако Печорин не сразу решается идти на дуэль с заряженным пистолетом. Григорий Александрович не один раз должен был убедиться в том, что подлость в Грушницком неискоренима, прежде чем он решился на возмездие. Но Грушницкий не воспользовался ни одной из данных ему возможностей на примирение или покаяние.

Видя это, Печорин все же решается идти на дуэль. Там, на горе, «ему было стыдно убить человека безоружного…» Но в этот момент Грушницкий выстрелил! Пусть пуля оцарапала лишь колено, но он выстрелил! «Досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек…хотел убить его, как собаку, не могли не взбунтоваться в душе Печорина. Грушницкий не испытывал раскаяния, хотя если бы рана была хоть немного серьезнее, он свалился бы с утеса», - пишет Лермонтов.

Только после всего этого Печорин попросил зарядить свой пистолет. Но и перед этим он дал Грушницкому еще одну возможность извиниться. Но: «Стреляйте, - отвечал он, - я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места!» И Печорин выстрелил…

Я думаю, что жестокость Печорина вызвана оскорбленностью не только за себя. Он был поражен, что человек и перед смертью может кривляться и лгать. Печорина покоробило до глубины души то, что мелкое самолюбие в Грушницком оказывается сильнее чести и благородства.

Кто прав, а кто виноват в сцене дуэли Печорина с Грушницким, на первый взгляд, очевидно. Можно подумать, что людские пороки должны быть наказаны. Здесь, может быть, даже неважен и способ наказания. С другой стороны, каждый человек имеет право на защиту своей чести, своего достоинства. Но возникает вопрос: кто дал право Печорину судить других людей? Почему этот герой взял на себя обязанности Господа Бога решать, кому жить, а кому умереть?


Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.

  • Краткое содержание поэмы "Демон: восточная повесть" Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
  • Идейно-художественное своеобразие поэмы "Мцыри" Лермонтова М.Ю.
  • Идейно-художественное своеобразие произведения "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • Краткое содержание "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский

В центре романа Лермонтова «Герой нашего времени» стоит проблема личности, «героя времени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми. Этот конфликт определяет образную систему произведения. Все персонажи группируются вокруг главного героя - Печорина, и, вступая с ним в разнообразные отношения, помогают выделить ту или иную черту его личности.

По своему характеру Печорин романтик байронического типа. Он, личность яркая, сильная и крайне противоречивая, выделяется на фоне всех остальных героев и сам осознает свою неординарность, презирая других людей и стремясь сделать их игрушками в своих руках. Интересно, что и в глазах, окружающих он тоже предстает в ореоле романтического героя, но отношение к нему неоднозначно.

Все это проявляется во взаимоотношениях Печорина и Грушницкого, изображенных в главе «Княжна Мери». Грушницкий - антипод Печорина. Он. личность вполне ординарная и заурядная, всеми силами старается выглядеть романтиком, человеком необычным. Как иронично замечает Печорин, «его цель - сделаться героем романа».

С точки зрения раскрытия характера «героя времени», псевдоромантизм Грушницкого подчеркивает глубину трагедии истинного романтика - Печорина. С другой стороны, развитие их взаимоотношений определяется тем, что Печорин презирает Грушницкого, смеется над его романтической позой, чем вызывает раздражение и злость молодого человека, который поначалу с восторгом смотрит на него. Все это ведет к развитию конфликта между ними, который обостряется тем, что Печорин, ухаживая за княжной Мери и добиваясь ее расположения, окончательно дискредитирует Грушницкого.

Все это приводит к их открытому столкновению, которое заканчивается дуэлью. Эта сцена очень важна как для понимания характера Печорина, так и для общей концепции романа. Она вызывает в памяти другую сцену дуэли - из романа Пушкина «Евгений Онегин». Это неудивительно: если Печорина еще Белинский назвал «Онегиным нашего времени», то и Грушницкого часто сравнивают с Ленским. Основания для этого имеются вполне достаточные.

Ленский и Грушницкий представляют собой тип романтика, берущего прежде всего внешнюю сторону романтизма - манеру поведения, восторженную речь, стиль одежды, - что сразу вызывает сомнение в его подлинности. Оба молодых человека восхищаются своим старшим товарищем (соответственно, Онегиным и Печориным), прислушиваются к его суждениям, а потом, разозлившись на него из-за ухаживания за девушкой, которая была для них предметом романтического увлечения и далее любви, вызывают на дуэль. Оба оказываются убиты на дуэли. Но, пожалуй, именно разница в этой сцене наиболее ярко выражает и различие двух этих образов и их места в каждом из романов.

Дуэль Ленского, каким бы ничтожным ни казался ее повод, серьезна и по-настоящему трагична. Ленский, увлеченный своим воображением, готов на самом деле положить жизнь за честь возлюбленной. Он смело идет до конца и погибает, отстаивая свой, пусть и не вполне правомерный, взгляд на жизнь. Он человек, безусловно, честный и благородный, и гибель его вызывает искреннее сожаление и сочувствие автора и читателей. Пушкин отмечает, что, «может быть, и то: поэта / Обыкновенный ждал удел», - то есть внешняя сторона его романтизма могла со временем исчезнуть, обнажив натуру вполне заурядную. Но в то же время автор не исключает и того, что романтизм Ленского мог быть по-настоящему серьезен и отражать подлинную неординарность его личности.

Дуэль Грушницкого - грязная игра от начала и до конца. Вместе с драгунским капитаном он еще до открытого столкновения с Печориным задумал «проучить» его, выставив перед всеми трусом. Но уже в этой сцене для читателя очевидно, что трусом является сам Грушницкий, который соглашается на подлое предложение драгунского капитана оставить пистолеты незаряженными. Печорин случайно узнает об этом заговоре и решает перехватить инициативу: теперь уже он, а не его противники, ведет партию, задумав проверить не только меру подлости и трусости Грушницкого, но и вступив в своеобразный поединок с собственной судьбой.

Вернер сообщает Печорину о том, что планы противников изменились: теперь они задумали зарядить один пистолет. И тогда Печорин решает поставить Грушниц-кого в такие условия, чтобы тому не оставалось ничего другого, как либо признать себя перед всеми подлецом, раскрыв заговор, либо стать настоящим убийцей. Ведь возможность просто удовлетворить свою месть, слегка ранив Печорина и не подвергая себя самого при этом опасности, теперь была исключена: Печорин потребовал, чтобы дуэль проводилась на краю обрыва и стреляли по очереди. При таких условиях даже легкая рана противника становилась смертельной.

Очевидно, что по сравнению с дуэлью Ленского и Онегина, ситуация здесь намного острее. Там исход дуэли в какой-то мере предрешен только тем, что Онегин, опытный в такого рода делах человек, имеет преимущество перед молодым и неопытным противником, к тому же еще находящимся в крайне нервном состоянии. И все же для Онегина гибель друга - неожиданный и страшный удар. В дальнейшем мы узнаем, что именно эта история стала для Онегина начатом коренного пересмотра своих жизненных позиций, в результате приведшего к отказу от романтического индивидуализма и открывшим путь к истинной любви.

У Лермонтова, при всей важности ее идейно-композиционной роли, сцена дуэли Печорина с Грушницким, очевидно, не может рассматриваться как центральный эпизод всего романа, хотя в данной главе она в какой-то мере таковой все же является. Но никак нельзя сказать, что эта история изменила в существенных чертах жизнь Печорина, повлияла на изменение его характера и внутреннего облика. В результате дуэли с Грушницким Печорин оказывается в отдаленной крепости, рассказ о которой открывает роман (повесть «Бэла»). Так что к тому моменту, когда происходят события в «Княжне Мери», читателю уже хорошо известно, что и там, в крепости, Печорин остался таким же, как и здесь. Дуэль для него - лишь один из аргументов в его постоянном споре с окружающими его людьми, с самим собой и своей судьбой.

Проблема судьбы в романе является важнейшей, окончательное ее решение будет представлено только в заключительной части - философской повести «Фаталист». Но вопрос о судьбе так или иначе ставится и в других его частях. В сцене дуэли Печорин тоже решает испытать свою судьбу: «Что, если его счастье перетянет? Если моя звезда, наконец, мне изменит? - думает он накануне дуэли. - И немудрено: она гак долго служила верно моим прихотям; на небесах не более постоянства, чем на земле». Как и затем в «Фаталисте», Печорин предлагает довериться фортуне: они с Грушницким бросают жребий, кому стрелять первым. И счастье улыбнулось противнику.

Но спор Печорина продолжается. У него есть еще время, чтобы все изменить -достаточно сказать, что он знает о заговоре. Именно этого ждет от него его секундант доктор Вернер. Но Печорин хочет испытать Грушницкого, в котором борются противоречивые чувства: стыд убить безоружного человека и раскаяние, боязнь признаться в подлости и одновременно страх перед смертью. Печорин, несмотря на угрожающую ему самому смертельную опасность, смотрит на бедного молодого человека с любопытством, как на подопытного кролика. Ведь он сознательно поставил «эксперимент», чтобы проверить человеческую натуру: чего в ней больше - подлости, злобы и страха или раскаяния и добрых порывов. «С минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим»,- думает Печорин о Грушницком, которому предстоит стрелять. В какой-то момент кажется, что совесть и добрые начала могут возобладать в нем: «Не могу, - сказал он глухим голосом». Но окрик драгунского капитана-«трус!» - возвращает все на свои места: Грушницкий привык позировать и не может изменить своей привычке: он стреляет и чуть не убивает Печорина, поскольку ранит его в колено.

Дальше дело за Печориным. Если ранее он пытался разобраться в психологии поступков Грушницкого, то теперь его тонкий аналитический ум, как под микроскопом, рассматривает все мельчайшие движения собственной души. Что в ней: «и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба»? Объяснить себе это сложное чувство герой так и не может.

Но испытание Грушницкого продолжается. Печорин еще раз предлагает ему отказаться от клеветы и попросить прощения. Зачем ему это нужно? Я думаю, не только -для «чистоты эксперимента». Чуть ранее Печорин, предоставляя возможность бросить жребий, думает о том, что «искра великодушия», которая могла бы проснуться в Грушницком, наверняка будет побеждена «самолюбием и слабостью характера». Он, знаток человеческих душ, прекрасно изучивший Грушницкого, в этом не ошибся. Но есть и еще один аргумент, касающийся его самого: «Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала». И дальше он точно соблюдает эти «условия с своею совестью», заключенные здесь.

После того, как Печорин требует зарядить пистолет, он последний раз взывает к Грушницкому: «Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все... вспомни - мы были когда-то друзьями». Что это: искренне желание мирно кончить ссору или нечто иное? Если учитывать весьма специфическое отношение Печорина к дружбе (фактически он в нее не верит, а уж тем более о дружбе с Грушницким вообще говорить проблематично), а также его взгляды на врагов («Я люблю врагов, но не по-христиански»), то можно сделать следующий вывод. Печорин уже убедился в слабости Грушницкого, он уже выставил его полным подлецом и трусом перед всеми, и теперь борьба с ним стала для него неинтересной: слишком ничтожен оказался противник. И тогда Печорин, дергая за нужные веревочки, как кукловод, добивается того, чтобы иметь перед собой настоящего врага: «Стреляйте! - кричит Грушницкий. -...Нам на земле вдвоем нет места...» Это уже не просто слова отчаяния насмерть испуганного мальчишки. И Печорин хладнокровно убивает Грушницкого, заключая разыгранную только что сцену словами: «Finita la commedia». Комедия, но такая, в которой играют настоящие люди, а не актеры, и погибают они по-настоящему. Поистине, жестокая комедия!

А как чувствует себя ее режиссер? «У меня на сердце был камень», - отмечает Печорин. Даже природа, с которой у него, в отличие от людей, не было противоречий, и та как будто осуждает его: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели». Не случайно всю сцену обрамляет пейзаж: прекрасное описание «голубого и свежего» утра в начале показывает то единственное, что по-настоящему дорого ге-рою-романтику: «В этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу». Описание места дуэли на скале и мрачной пропасти внизу также вполне соответствует духу и настроению героя. А уехав после дуэли далеко от людей и проскакав на коне по незнакомым местам до вечера, Печорин вновь обретает душевное спокойствие. Романтик остался романтиком: жизнь человека для него ничего не стоит по сравнению с могуществом и красотой природы, а своя индивидуальность всегда будет значительнее и важнее, чем все, что касается других: «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!..» - эта позиция героя осталась неизменной.

Можно ли оправдать ее? Автор не скрывает двойственного отношения к своему герою, но он - сам романтик и, вероятно, для него в чем-то поведение Печорина было если не ближе, то, по крайней мере, понятнее, чем нам. Может быть, он и сам решился в свое время поставить такой «эксперимент» со своим давним приятелем Мартыновым? Но жизнь оказалась более жестокой к своему герою - пуля Мартынова пробила навылет сердце поэта. Таков трагический финал дуэли, протянувшей нить из художественного мира романа в мир реальный.

Как много жизней унесли дуэли! Ущемлённая честь обязательно требовала вмешательства оружия, а горячее молодое сердце вторило ей. Чья-то честь торжествовала, а противник получал пулю или удар шпаги. Тема сатисфакции коснулась и героев великолепного романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Поединок Печорина и Грушницкого не мог иметь иного исхода как смерть. Чтобы понять причину такой развязки, стоит обратиться к истории взаимоотношений героев романа.

  1. Итак, Печорин Григорий Александрович – центральная ось романа, которая держит на себе весь сюжет. Он — личность неординарная, горделивая, самолюбивая, и в то же время мы видим его как потерявшегося человека, человека без цели и места в мире. Задача жизни героя – понять, кто он есть и зачем существует.
  2. Грушницкий – это человек с пылкой душой, но со слабым и трусливым характером. Он способен на красивую речь, чтобы покорить дам, готов размахивать шашкой в сражении. Но не это делает его слабым. Наш герой слаб из-за того, что не умеет признавать свою неправоту. Он — некая ущемлённая личность, которая старается прикрыть свою слабину фарсом и обольщением.

История их дружбы

Казалось бы, такие две натуры просто не могут находиться рядом друг с другом. Но сначала героев сводит служба, а потом уже лечебные воды Пятигорска. Их нельзя назвать друзьями, скорее они — знакомые по вине обстоятельств. Печорину дружба не нужна, он считает, что к ней не имеет способности. Своего якобы «товарища» он видит насквозь, все его недостатки и слабость. Грушницкий же видит в нём того, кому может рассказать о своих любовных интригах или же поговорить о службе. Но он также в тайне ненавидит своего «друга» за то, что тот полностью раскусил его жалкую душонку.

Между Печориным и Грушницким возникают натянутые отношения, которые выливаются в инцидент с печальным финалом.

Причина дуэли

Дуэль между нашими героями является самой напряжённой сценой всего романа. Из-за чего она, собственно, происходит? Ответом на это вопрос является безнравственный поступок Грушницкого по отношению к княжне и самому Печорину. Дело в том, что между героями возник любовный треугольник. Грушницкий влюблен в Мери, та любит Печорина, но он к ней совершенно холоден, любовь девушки для него лишь игра. Задето самолюбие юнкера.

За то, что Лиговская ему отказала, герой сеет сплетни о княжне и Печорине. Это могло полностью испортить репутацию барышни, а вместе с тем и её дальнейшую жизнь. Узнав об этом, Григорий вызывает клеветника на дуэль.

Подготовка поединка

Грушницкий продолжает мстить, используя даже вызов на дуэль, и замышляет подлость. Ещё больше он может опозорить Печорина, дав незаряженный пистолет. Но судьба не на стороне героя, и гнусный умысел раскрыт.

Стоит отметить душевное состояние Григория перед дуэлью. Герой понимает, что может умереть, не исполнив цель жизни. Настроению Печорина вторит природа.

Описание дуэли

Перейдём к самой дуэли. В ходе неё Григорий даёт оппоненту шанс исправиться. Этим жестом он намекает, что не желает смерти противника. Но глупое чванство мешает Грушницкому это понять, ведь он убеждён, что его спасёт подлость. Тогда Печорин требует заряженный пистолет, и противники стреляют на равных.

Всё заканчивается смертью Грушницкого, такой глупой и страшной.

Смысл эпизода и его роль в романе

Очевидно, автор добавил этот фрагмент не просто так. В нем он наиболее полно отражает характер Печорина. Основной особенностью произведения и его новаторством является психологизм (детальное описание внутреннего мира героев и их чувств через обстановку, жесты и внешность, интерьер дома и т.д.), поэтому Лермонтову было очень важно раскрыть душу Григория Александровича. Данной цели подчиняются все персонажи и события. Поединок — не исключение.

Как же дуэль раскрыла характер героя? Она показала его хладнокровие и равнодушное отношение к окружению. Даже за честь Мери он вступается потому, что охраняет свои скелеты в шкафу, а именно роман с замужней гостьей Лиговских. Григорий оказался на их территории в поздний час на глазах у Грушницкого, но не потому, что шел к Мери. Он покидал покои Веры. Поединок стал отличным средством избавления от ненужных догадок, которые могли бы поставить на кон репутацию самого Печорина. Значит, его можно назвать расчетливым эгоистом и лицемером, ведь он заботится лишь о внешнем соблюдении приличий. Также героя можно охарактеризовать такими качествами, как мстительность и жестокость. Он убил человека за то, что тот попытался его обмануть и не признал этого. Об этом поступке он ни капли не сожалел.