По цвету

Японский сад своими руками - фото. Растения и японский стиль в ландшафтном дизайне. Какие растения выбрать для сада в японском стиле Прекрасные дети земли

Как хорошо,
Когда, на рассвете проснувшись,
Выглянешь в сад -
И увидишь вдруг, что бутоны
превратились в цветы на вишне.
Татибана Акэми

Пионы больше подойдут не традиционные в наших садах – крупноцветковые махровые сорта, а дикорастущие виды или сорта японской селекции. Удачно впишутся пион тонколистный, пион Вейча, пион Делавея и, разумеется, древовидные пионы.

Говоря о растениях для японского сада, нельзя не упомянуть, конечно, и о традиционной японской – дикой вишне. Из цветущих древесно-кустарниковых растений также подойдут магнолии, японская айва, войлочная вишня, форзиция.

Помимо перечисленных групп растений, восточный уголок могут украсить многие злаковые, древесно-кустарниковые и травянистые растения, успешно прижившиеся в российских широтах. Так, в тени можно высадить различные папоротники, мхи и хосты.

Для создания японского сада важно проникнуться его , почувствовать гармонию сменяющихся времен года и тонкий символизм каждого из элементов, используемых в таких композициях. И тогда конкретные решения придут сами собой. А будут ли это растения родом с Японских островов или же более традиционные в наших широтах деревья и травы – уже не столь важно.

Традиционные японские техники рукоделия в наше время становятся все популярнее. Сегодня мы хотим вас познакомить с еще одной, она называется "комоно".

Техника "комоно" возникла как способ утилизации ткани старых кимоно. Ткань разрезается на небольшие лоскутки и затем из них делают разные мелкие вещицы, например, текстильные броши.

Для изделий в технике "комоно", конечно, не обязательно искать старое кимоно, подойдет любая другая ткань, например, носовой платок. Рекомендуем вам посмотреть видео-мастер-класс Натальи Фохтиной, в котором подробно показывается и рассказывается о том, как сделать две текстильные цветочные броши в этой технике: астру и гортензию.

Гортензия

Для создания броши в японском стиле вам потребуется:

Любая мягкая, неплотная ткань (ситец, шелк);
- ткань зеленого цвета для листиков;
- бусины (около 19-ти штук);
- синтепон для набивки;
- нитки, картон, ножницы;
- застежка для броши.

Брошь в японском стиле «комоно» шаг за шагом:

Вырежьте кружок из картона диаметром около 4-х см. Можно воспользоваться донышком кофейной кружки (фото 1).

Возьмите кусочек подходящей ткани размером 30*30 см. Обводите кружок на изнанке ткани 19-ть раз на расстоянии друг от друга в 5 мм. Первый кружок обводите по центру ткани, затем сделайте второй ряд кружков, далее третий ряд. Кружки обязательно пронумеруйте, чтобы потом не запутаться (фото 2-3).


Начинайте прошивание кружков. Круг № 1 прошейте на изнаночной стороне мелким «наметочным» стежком, далее стяните нитку и закрепите. Нить не обрезайте! На лицевой поверхности ткани образуется подобие «пузыря» (фото 4).

Затем введите иголку с изнанки на лицевую сторону и перехватите одним стежком «пузырь», туго стяните. Вновь введите иголку на лицевую строну с изнанки и перехватите «пузырь» вторым стежком, перекрестив его с первым. Стяните нитку, закрепите с изнанки, введите иглу по центру получившегося цветка и пришейте бусинку. Нитку не обрезайте! (фото 5)


По аналогии оформите еще 18-ть кружков. В идеале будет весь цветочек (все 19 кружков) прошить одной ниткой. Но слишком длинная нить постоянно путается. Можно вдеть в иглу не длинную нить, и каждый раз, когда будете начинать шитье с новой ниткой - втыкайте иглу в месте закачивания предыдущей нити. Таким образом, у вас не прервется связь между всеми 19-ти фрагментами и они у вас не развалятся (фото 6).

После оформления всех 19-ти кружков в цветы – обрежьте излишек ткани, оставив вокруг соцветия на припуски около 2,5 см (фото 7).

На расстоянии 5-ти мм от края присоберите ткань, стяните нить, оставив отверстие (фото 8).

Через данное отверстие слегка набейте цветок синтепоном. После чего стяните отверстие и закрепите (фото 9).


Возьмите зеленую ткань, вырежьте два квадрата: 8*8 см, 12*12 см. Сложите по диагонали каждый квадрат, затем еще раз пополам. Открытые срезы треугольника, взятые вместе, присоберите на нитку и стяните. Вырежьте круг из зеленой ткани диаметром в 5-ть см (фото 10).

Закрепите листочки на обратной стороне гортензии. Сверху пришейте потайным швом кружок, подверните края внутрь. Пришейте булавку для броши (фото 11).


Брошь в японском стиле «комоно» готова»! Ею можно украшать платья, пиджаки, сумки. Помимо этого такой цветок можно использовать в качестве заколки.

Растения для японского сада не обязательно должны быть японского происхождения, тем более что подавляющее большинство из этих островных неженок просто не выживет в нашем климате.

Но многие наши растения отлично подходят для японского сада, и стиль последнего не вызовет никаких сомнений.

Скелет его, как, впрочем, и многих других садов, составляют деревья и кустарники. Среди них клены, мелколистные рододендроны и многочисленные формы хвойных находятся, несомненно, в первых рядах.

Основную же массу составят травянистые многолетники , многие из которых столь прочно ассоциируются с японским садом, что немыслимо и представить себе, что во вновь создаваемом японском саду не найдется места хотя бы для некоторых из них.

Ирис

Прежде всего, это, конечно, ирисы .

Для японского сада подходят все виды ирисов, но в первую очередь обычно речь идет о крупноцветковых видовых ирисах, например, ирис мечевидный, другое его название - ирис Кемпфера (Iris ensata, Iris kaempferi).

Они предпочитают влажную, чуть кисловатую почву, отлично удаются по берегам естественных и искусственных водоемов, причем сажать их смело можно так, чтобы корневище располагалось ниже уровня воды.

Астильба

Астильба - излюбленный цветовой акцент в японском саду.

Для японского садика подойдут астильба Тунберга (Astilbe thunbergii), астильба Арендса (Astilbe Х arendsii), астильба японская (Astilbe Х japonica), астильба гибридная (Astilbe Х hybrida) и другие.

Отлично развивается и цветет в полутени, не требует особенного ухода.

В настоящее время существует бесчисленное множество сортов, отличающихся по окраске цветков (от белого до темно-пурпурного), по высоте листьев и соцветия, отношению к освещенности, срокам и продолжительности цветения. Выбирайте на свой вкус.

Сныть

Всем известна сныть обыкновенная - растение из семейства зонтичных, явление самое обычное под пологом наших широколиственных лесов. Те, чьи сады располагаются на богатых нейтральных суглинистых почвах, хорошо знают, какой это злостный сорняк.

Сныть отлично мирится с довольно густой тенью. Но упомянули мы ее в связи с ее культурной формой с бело-окаймленными листьями - Aegopodium podagraria "Variegata".

Она занимает ту же экологическую нишу: предпочитает легкую полутень, не любит кислых почв, так же быстро распространяется, но, к счастью, не так агрессивно, как ее дикая родственница.

По своему облику она очень подходит для японского уголка и, действительно, довольно часто используется в настоящих японских садах.

Морозник

Морозник (например, морозник черный - Helleborus niger) - удивительное раннецветущее растение, незаслуженно редко встречающееся в наших садах.

Его белые, зеленоватые или красноватые «лепестки» держатся иногда несколько месяцев. У некоторых видов листья уходят зелеными под снег и сохраняются до весны; они равно красивы и в вешней росе, и в осеннем инее.

Лилейник

Всем известные (по крайней мере, внешне) лилейники , или красодневы, (Hemerocallis) могут быстро заполнить проблемные углы своими длинными радостно-зелеными ланцетными листьями.

Благодаря тонкой ажурной структуре эти восточно-азиатские пришельцы гармонично смотрятся в японских садах даже в небольшом количестве, но особенно хороши в массе.

Среди многочисленных гибридов (Hemerocallis Х hybrida) разнообразие оттенков их эфемерных цветков огромно, от бледно-желтого до винно-красного, но мы рекомендуем использовать видовые лилейники, в первую очередь - довольно крупный лилейник буро-желтый (Hemerocallis fulva) и изящный лилейник малый (Hemerocallis minor) с душистыми цветками.

Нельзя не упомянуть хосту , или функию (Hosta). При умелом использовании хосты, как никакие другие растения, способны придать восточный привкус вашему саду. Недаром многие виды хост родом из Японии и Китая.

Они неприхотливы, удивительно разнообразны по величине и окраске листьев и долго сохраняют декоративность. Пожалуй, единственный их недостаток - долгое время «набора декоративности» весной: листья разворачиваются как будто неохотно, и растение приобретает законченный вид только к середине июня. Чувствуется, что родом они из более мягкого климата.

Пион

Травянистые пионы, к которым мы привыкли (с огромными махровыми цветками), выглядят слишком «кричаще» в японском саду. Лучше подбирать дикорастущие виды пионов, например пион тонколистный (Paeonia tenuifolia), пион Делавея (Paeonia delavayi), пион Вейча (Paeonia veitchii), и другие пионы с простыми цветками, относящиеся к группе так называемых имперских, или японских, пионов с изысканными в своей простоте цветками.

Особого внимания заслуживают (Paeonia suffruticosa) тем более что они родом из Японии.

Мы упомянули лишь некоторые яркие растения, с помощью которых можно легко и быстро достигнуть нужного эффекта. Но вовсе не обязательно следовать точь-в-точь нашим рекомендациям.

Проникнувшись идеей японского сада, вы непременно почувствуете, какие именно растения будут наиболее подходящими в условиях вашей «миниатюрной Японии».

Разумеется, только собственный вкус и художественное чутье (и некоторое упорство) приведут к результату, которым можно гордиться.

В конце концов, никогда не стоит забывать о нашей общей цели - делать жизнь красивее - и об удовольствии, которое мы получаем от игр с нашими садами.

Растения в японских садах

Растения – несомненно, самый важный элемент любого сада. Но с размещением растений в японском саду надо быть очень осторожным. Любой перебор может негативно сказаться на общем восприятии сада, и даже полностью перечеркнуть все усилия по его созданию. Однако это не значит, что мы должны посадить одно дерево и окружить его камнями. Хотя и такой вариант на маленьком клочке земли будет смотреться по-японски. Если же вы планируете отдать под японский сад достаточно большую часть участка, необходимо продумать чередование «пустоты» и «зарослей».

В японских садах очень редко можно встретить пестролистные растения или яркие цветы. Гораздо большее значение имеют различные оттенки зеленого цвета, сочетание форм и текстур, игра света и тени. Кроме того, японские сады должны выглядеть привлекательно не только летом, но и в остальные сезоны, акценты должны сменять друг друга, создавая череду картин. Продумайте, как будет выглядеть тот или иной уголок, например, зимой, когда на деревьях нет листвы, и главную роль начинают играть хвойные деревья и кустарники, беседки и фонари, живописная графика веток, покрытых инеем или снегом? Где осенью будут вспыхивать яркими красками клены или бересклеты? Что в саду привлечет ваше внимание на рассвете или в ночные часы?

Выбор растений для уголков в японском стиле не так уж мал. Но не стоит увлекаться посадкой настоящих «японских» деревьев и кустарников, так как многие из них недостаточно зимостойки для средней полосы России. И даже если растение не погибнет, то постоянные обмерзания-подгорания будут портить вид сада из года в год, и, в результате, мы никогда не увидим той картинки, которую запланировали. Еще один аргумент в пользу зимостойких растений – необходимость укрытия неженок. Многие из нас живут при саде круглогодично, и вид «белых мумий» на участке не добавит ему красоты в осенне-зимний период. Плюс ко всему, если перестараться с укрытием, растение может выпревать зимой, на нем образуются различные грибковые инфекции.

Итак, первая группа растений, которую мы рассмотрим – древесные. Как правило, весна в японских садах у нас ассоциируется с сакурой. Это дерево является олицетворением чистоты, благополучия, стойкости, и даже символом самой Японии. Многие японские сады открываются именно в период ее цветения, непродолжительность которого еще более усиливает эффект. Но сакура - это не определенное дерево, а, скорее, собирательный образ, включающий в себя некоторые виды вишен, слив, черемух. Те, что растут в самой Японии, не подходят для России. Однако цветение многих наших видов ничуть не уступает по красоте японским. Так, достойной заменой сакуры в нашем климате может стать вишня сахалинская (довольно высокое дерево), вишня войлочная (небольшое деревце или куст), некоторые сорта декоративных яблонь (например, яблоня Недзвецкого), луизеания, миндаль Ледебура или даже миндаль степной. Неплохо в качестве замены будет смотреться и магнолия. Только сорта нужно выбирать наиболее устойчивые для средней полосы и с розовыми цветами.

Осенью роль первой скрипки играют клены. Несомненно, японские клены необыкновенно хороши. Некоторые из них успешно выращиваются в российских садах. Но все же это – определенный риск. Если же вы все-таки решили остановиться на японском клене, подберите ему хорошее место: теплое, защищенное от ветра, желательно рядом с водоемом. Первые годы японские клены на зиму лучше укрывать.

Если вы не хотите рисковать, можно посоветовать несколько достойных замен. В первую очередь, это клен ложнозибольдов. Его листва настолько похожа на листья японских кленов, что при беглом взгляде их легко спутать.

Правда, форма у этого клена – не «японская», что, впрочем, можно исправить правильной обрезкой.

Клен маньчжурский, напротив, имеет очень красивую крону, но сами листья отличаются по форме от листьев японских кленов.

Однако, на расстоянии это не заметно.

И, наконец, клен серебристый также может подойти в качестве альтернативы. Но у него есть большой недостаток – он вырастает в огромное дерево. Поэтому такой клен можно сажать только при определенном достатке места.

Зимой лидирующая роль переходит от кленов к хвойным растениям, в первую очередь, к соснам. Некоторые виды сосны обыкновенной и сосны горной годятся для формирования садовых ниваки. Конечно, на это могут уйти годы, но сформированные растения можно купить и в садовых центрах. Стоят они, как правило, недешево, но зато вы сразу получаете красивый вид. Кроме того, ниваки не должно быть много на участке, достаточно одного красиво сформированного дерева в достойном окружении.

Еще одно «японское» растение – бамбук. К сожалению, в наших условиях он не растет, за исключением некоторых видов, как правило, очень невысоких. Например, саза. Конечно, зимой надземная часть у нее отмирает, и весной приходится ждать, когда отрастут новые стебли. Но, если подобрать для нее хорошие условия, за сезон саза может вырасти до полутора метров.

Второй вариант - фаргезия. Зимой ее необходимо укрывать, по крайней мере, первые годы. Зато, если создать для фаргезии подходящие условия, некоторые ее виды могут у нас вырастать до трех метров (Fargesia nitida).

И все же густых зарослей высокого бамбука у нас сделать не так-то просто. Выходом в этой ситуации может послужить посадка такого дерева, как ива. У некоторых ее видов листья очень похожи на листья бамбука. Например, ива Шверина улучшенная. Однако нужно учитывать, что это большое дерево, а сходство с бамбуком имеют лишь молодые побеги. Поэтому, если выбирать иву Шверина в качестве заменителя бамбука, ее придется резать каждый сезон на пень.

Стволы бамбука также очень похожи на стволы горца сахалинского. Можно обрывать нижние листья и получить вполне бамбуковые «заросли». Но это – агрессор, с ним надо быть очень осторожным. Использовать горец сахалинский можно только там, где его расползание не будет мешать другим растениям и где ему будет отведено достаточно места.

Немного напоминает бамбук крушина ломкая Fine Line. Ее тонкие длинные листья и колоновидная крона издали придают растению сходство с бамбуком, а высокая зимостойкость позволяет не мучаться с укрытием и довольно быстро получить нужный результат. Осенью крушина окрашивается в красивый желтый цвет. Единственный нюанс, который необходимо учитывать - это растение подлеска. Поэтому на полном солнце крушина чувствует себя неважно: листья мельчают, часто сохнут. Лучше посадить ее в тенистом месте, защищенном от ветров и, в идеале, где хорошая влажность воздуха.

Вторая группа растений – кустарники. Здесь выбор более разнообразен.

В первую очередь это рододендроны и азалии. К выбору походящих сортов и к выбору места посадки надо подходить очень внимательно. Не все рододендроны хорошо переносят наши зимы (особенно это касается вечнозеленых), но многие неплохо прижились у нас в садах и радуют своим цветением даже после довольно суровых зим.

Для японских садов больше подходят листопадные сорта. Их «поэтическая корявость», более нежная и изящная, по сравнению с вечнозелеными рододендронами, листва – вполне в духе японского сада. Кроме того, они лучше зимуют, и их не надо укрывать. Но и им лучше подобрать хорошее место. Все рододендроны любят влажный воздух и не переносят пересыхания корневой системы. Поэтому посадить их лучше около водоемов, а землю замульчировать или хвойным опадом, или сосновой корой. Ну и, конечно, поливать в засушливые периоды. Ответственно нужно подойти и непосредственно к самой посадке рододендронов. Они любят легкую и кислую почву. Поэтому, если на участке сплошная глина, расти на ней рододендроны не будут. Необходимо найти место повыше, и заменить землю на кислый торф.

Очень привлекательно выглядят в Японии «всхолмленные» поверхности из азалий.

Однако эти растения – более нежные по сравнению с рододендронами, и в средней полосе России на зиму им необходимо укрытие. Укрывать один-два кустика несложно, но укрывать десять – уже проблема. К тому же, шесть месяцев в году мы будем вынуждены любоваться на укрывной материал. Поэтому создавать из азалий «стриженые холмы» не стоит. Не годится на эту роль и самшит, хотя в более южных районах его использование будет кстати. Многие и у нас успешно выращивают самшиты, однако всегда есть риск потерять растения.
Лучше всего для таких целей подойдут невысокие летнецветущие спиреи или барбарисы, из которых можно формировать «подушки», «волны», «холмы», подстригая их под наплывающие друг на друга полусферы. Спиреи, помимо всего прочего, еще и порадуют вас долгим и ярким цветением.

Также для этих целей подойдет стефанандра надрезаннолистная Криспа.

Необыкновенно хороша как форма, так и осенняя окраска, у бересклета. Особенно выделяется бересклет крылатый. Также из него можно сделать ниваки.

Но и европейский очень красив.

Следующая группа растений – многолетники. В Японии они используются довольно ограниченно, но для некоторых сделано исключение.

В первую очередь, это ирисы, листья которых символизируют мечи самураев. Лучше всего они смотрятся в больших группах, около водоемов или зигзагообразных мостов яцухаси . В Японии выращивают ирисы японские, но в наших условиях стоит заменить их ирисами сибирскими, которые более устойчивы.

Иногда подойдут и бородатые ирисы.

Второе по значимости растение среди многолетников – хризантема. Этот цветок украшает сад осенью, словно излучая последние лучики солнца ушедшего лета. Хризантема является символом солнца, ее изображение часто можно увидеть на японских гравюрах.

Кроме ирисов и хризантем, в японских садах вполне уместны будут некоторые хосты, астильбы, волжанки и другие тенелюбы. Их также лучше всего размещать группами около водоемов или в тенистых уголках.

К особой группе относятся мхи и папоротники. Конечно, таких идеальных условий для них, как в Японии, очень сложно добиться, если только участок не расположен в лесу. Но в любом саду найдется тенистый влажный уголок, где эти растения будут чувствовать себя комфортно.

Мхи и папоротники не требовательны к почвам, но предпочитают чуть кислую реакцию. Поэтому, если вы хотите «состарить» камень, покрыв мхом, поливайте его кислым молоком или кефиром. «Состаренность» мхи могут придать не только камню, но и определенному уголку, и даже всему саду. Они смягчают контуры дорожек и камней, привносят аромат леса, их хочется потрогать – настолько они похожи на бархатный ковер. Но то, что мох можно встретить в лесу, растущий сам по себе, не значит, что в саду он не будет требовать ухода. Прополка, уборка опавшей листвы осенью для него жизненно необходимы. Ну и, конечно, самое главное для мха - полив. Если место тенистое, то поливать надо лишь в засушливые периоды. Если же туда попадает солнце, особенно полуденное, полив должен быть практически ежедневным. Часто можно видеть картину, когда мох летом буреет, подсыхает. В основном это происходит из-за сухой погоды. Однако осенью он восстанавливается и снова радует нас изумрудной зеленью, вплоть до установления снежного покрова.

Бывают случаи, когда ковер из мха нужен на солнечном месте. В таком случае вполне подойдут различные почвопокровные растения: очитки, тимьян, котула, камнеломка, мшанка и др. Можно посадить и газонную траву, но в этом случае площадь должна быть достаточно большой, склоны (если это холмы) относительно пологие, и не очень много растений или камней, так чтобы косить газон было не слишком сложно .

В японском саду мало внимания уделяется растительному разнообразию и, тем более, заморским, редким или ценным видам. Японский садовник - скорее художник, нежели садовод или ботаник.

Растения для японского сада подбираются и смешиваются им как мазки краски на большом холсте, а не как отдельные тюбики с краской, пусть и очень выразительного цвета, уложенные в коробку. Предпочтение всегда отдается местным, японским видам деревьев, кустарников и трав.

Хвойные породы - а именно в большинстве случаев сосны - чаще всего составляют растительную основу японского сада. Из дюжины видов сосен, дико встречающихся в Японии, чаще других используются два - сосна Тунберга (Pinus thunbergii, в Японии называемая куромацу - черная сосна) и сосна густоцветковая (Pinus densiflora, известная в Японии как акамацу - красная сосна).

Первая в природе растет по берегам моря на скалистых утесах. Ее часто искривленные под силой ветра стволы принимают самые причудливые формы, она неприхотлива и долговечна.

Вторая встречается в лесах, покрывающих холмы во внутренних районах страны, она более требовательна и тонка, олицетворяет женское начало и выглядит рядом с черной сосной как изнеженная девушка рядом в бывалым, обветренным моряком. Обе сосны редко оставляют в садах в их естественном состоянии и часто «приручают» с помощью стрижки, обрезки, выщипывания «лишних» хвоинок и прочих, иногда серьезных насильственных операций. В результате формируется дерево заданной формы, «правильного» облика, а из молодого дерева может до срока получиться «старое» со всеми присущими ему признаками: многоэтажной кроной, плоско расположенными или опущенными боковыми ветвями и причудливо искривленным стволом.

Из лиственных пород деревьев безусловное первенство в японском саду принадлежит кленам, а среди них наибольшим почитанием пользуется изящный и мелколистный клен дланевидный (Acer palmatum, ямамомидзи), его разновидности и сорта. Клены если и стригут, то так, что бы этого ни в коем случае нельзя было заподозрить (как в искусстве бонсай): они хороши именно в своем естественном состоянии, равно как и в любое время года.

Надо ли говорить, что сакура (собирательное название для множества видов и гибридов рода Prunus), культовое дерево японцев, выращивается повсеместно ради краткого - не дольше недели - но чрезвычайно выразительного весеннего цветения. Сакуру тоже никогда не стригут, позволяя принимать естественную форму.

В почти субтропическом климате Киото, где сконцентрировано больше всего японских садов всех стилей, отлично себя чувствуют многочисленные вечнозеленые лиственные деревья и кустарники, благодаря которым облик садов принципиально не меняется в течение года. Среди них самые многочисленные - мелколистные азалии. Они часто являются структурными растениями сада - это именно их стригут шарами и волнами, причем часто в ущерб обильности цветения. В то время как свободно растущая азалия цветет так безудержно, что бывает не видно листьев, стриженая подушка, когда наступает время, бывает лишь «окраплена» отдельными цветками.

Вслед за азалиями по популярности идут цветущие ранней весной камелии (из них самая любимая японцами - камелия сасанква (Camellia sasanqua, садзанка). Из осеннецветущих вечнозеленых кустарников особняком стоит душистый османтус (Osmanthus fragrans var. auranticus, кин-мокусей), который чаще всего можно увидеть в храмовых японских садах - иногда в свободном виде, иногда в стриженом. Впрочем, о том, что зацвел османтус, никому не приходится напоминать - его божественный запах сам напоминает о себе, наполняя сады и прилегающие улицы в безветренную погоду.

Разные виды бамбука часто используются в японских садах не только как строительный материал для построек, всевозможных оград и заборов, зонтиков, музыкальных инструментов и трубочек, по которым струится чистая вода в каменную чащу в чайном саду, но и но и как декоративное растение (особенно в южных районах страны).

Ценятся не только грациозные формы и силуэт бамбука, но и звуки - мягкий шум листьев и глухой стук стволов, качающихся на ветру. Бамбуки, абсолютное большинство из которых у нас, к сожалению, не зимует, в Японии представлены и гигантами по 10 м высотой с толщиной стебля до 15 см и карликами не выше щиколотки, которые используют в японских садах в качестве почвопокровных растений и даже стригут как газон.

В японском саду, где царит строгость и контроль, где каждый опавший лист, каждая хвоинка тут же сметается специальным веничком, лишь немногим растениям позволяется сорить вокруг себя: опавшие на мох лепестки сакур, цветки камелий и кленовые листья считаются украшением сада; долго не убирают и покрывающие землю оранжевым ковром опадающие цветки османтуса, ведь тогда к и без того ошеломительному персиковому запаху прибавляется густая и томная пудреная нота.