Талисманы и обереги

Значение слова аарон в библейской энциклопедии никифора. Православная абхазия Свидетельство того что священство принадлежит роду аарона


  • Исцелитель - берет на Себя заботу о благосостоянии народа при условии, что народ будет Ему верен.

  • Податель жизни в виде , исторжении воды из камня: только Господь Промыслом Своим чудесным образом ведет народ по пустыне.

  • Победитель - в , преградивших путь народу Божию. Одерживают победу те, кто обращается к Богу с молитвой (Моисей стоял в молитве, с воздетыми руками).

  • Третья книга Пятикнижия - Левит говорит об освящении человека, о полной отдаче его Богу. Основная мысль книги:«Итак, будьте святы, потому что Я свят, говорит Господь».

    Четвертая книга Моисея, Числа, посвящена судьбам Церкви и народа Божия. Еврейское название "Вай-Едаввер" ("и сказал"), или "Бемидбар" ("В пустыне") дано по первой строке "И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской...". Латинское название "Numeri", греческое "Аритмой" и русское "Числа" связано с обилием в ней исчислений народа по коленам и родам. Книга Чисел рисует общину, сосредоточенную вокруг святыни. Основные темы: служение Господу как необходимости для осуществления будущего спасения; соблюдение порядка в народе Божием; предостережение от заблуждений и неверия.

    Перепись населения и посвящение левитов

    После сооружения скинии по указанию Господа была произведена народная перепись - как знак близости сражений за землю обетованню: "И было всех вошедших в исчисление сынов Израилевых - по семействам их, от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля ... шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят". (Числ.1:45-46) При этом левиты не были исчислены в общей переписи, т.к. их служение было не воинским, а молитвенным, духовным. Во время Бог дал заповедь о посвящении Ему всех первенцев мужского пола; теперь Господь объявил представителей колена Левия принадлежащими Себе и замещающими первенцев из других колен Израиля.

    "Языческие жрецы рассматривались как существа, одаренные магической властью, происходящие от богов, владеющие сокровенными знаниями и силами. Иначе понимается священство в ветхозаветной Церкви.Потомки Аарона и все прочие левиты предлагаются Богу как жертва и дар , как замена первенцев, посвященных Творцу. Поскольку весь Израиль еще не в состоянии быть «царством священников», некая часть народа (левиты) замещает его перед лицом Ягве. Тем самым левиты становятся предстоятелями народа Божия , совершителями от лица Церкви жертвы-трапезы и других видов богослужения.

    Такое понимание священства удержалось и в новозаветной Церкви, но с одним важным изменением.«Царственное священство всего Израиля оставалось обетованием» (прот. Н. Афанасьев "Церковь Духа Святого"). Левиты постепенно превратились в замкнутую, наследственную касту. Между тем благодатный дар Нового Завета заключался в исполнении обетования. Все члены Церкви, «живые камни» ее здания (1 Петр 1,5) - ее «священство святое». Иерархический же строй ее обусловлен различием дарований (1 Кор 12,28) и необходимостью сохранения порядка в общине. Священник как предстоятель Церкви в таинстве Евхаристии может быть избран не только из определенного колена: им имеет право стать любой, кто поставлен Церковью." (А.Мень. Исагогика. Введение в Ветхий завет)
    ***

    Израиль покидает Синай и отправляется в путь

    После проведения переписи, посвящения левитов и празднования второй в истории Пасхи, в 20-й день второго месяца второго года после (и спустя год после дарования ) израильтяне покидают Синай и отправляются в странствование по пустыне, получив знак от Бога в виде поднявшегося над скинией облака присутствия Божия : "В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра. ...По повелению Господню отправлялись сыны Израилевы в путь, и по повелению Господню останавливались: во все то время, когда облако стояло над скиниею, и они стояли; и если облако долгое время было над скиниею, то и сыны Израилевы следовали этому указанию Господа и не отправлялись" (Числ.9:15-23)

    Израильтяне начали ощущать себя как войско: представители каждого колена шли под своим знаменем в определенном порядке, а во главе шествия левиты несли . "Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!" (Числ.10:35-36).

    Слова этой молитвы Моисея в новозаветную эпоху повторяются в православной молитве Честному Животворящему Кресту Господню : "Да воскреснет Бог, и рассеются враги Его , и да бегут от лица Его все ненавидящие Его..."

    Ропот против Моисея

    Разобщенные и соперничающие колена, а также примкнувшие к ним иноплеменники с трудом привыкали к мысли о единстве и пониманию своей миссии и цели, а тяготы странствия по пустыне (где они питались одной лишь ) начали вызывать массовое недовольство Моисеем и ропот на самого Господа. Положение в стане исторгает из души Моисея молитву-жалобу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его? Откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? Ибо они плачут предо мною и говорят: «дай нам есть мяса». Я один не могу нести всего народа сего » (Числ.11:11-14).


    Даже родные брат и сестра Моисея, Аарон и Мариам начинают оспаривать его авторитет: «Одному ли Моисею говорил Господь? Не говорил ли Он и нам?» . Сам Бог ответил на это, противопоставляя пророческому дару, которым могли наделяться и другие израильтяне, Свою особую близость с Моисеем, величайшим среди пророков Ветхого Завета: "И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба. И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, - он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит ; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?" (Числ.12:1-8)

    Происходит наказание за ропот: в стане возникает пожар (но огонь стихает по молитве Моисея), затем Бог посылает в пустыню стаю перепелов, но вожделенное мясо не идет людям на пользу и многие погибают. Мариам на семь дней поражает проказа - знак отделения от общины (по закону, прокаженные находились «вне стана»).

    Разведка Земли обетованной и ее последствия

    Когда израильтяне достигли пустыни Фаран в северо-восточной части Синайского полуострова, Моисей посылает в Ханаан 12 разведчиков - предводителей каждого колена:"Народ, в лице своих самых авторитетных представителей - князей, должен был убедиться в том, что действительно исполняется обетование о даровании ему наилучшей, наиплодороднейшей из всех земель. Люди, постоянно во всем сомневающиеся, должны были наконец своими глазами узреть Святую землю - и возблагодарить Господа, заранее «вкушая верой» ее плоды. ...Именно вере, т. е. доверию Богу и Его обетованиям, учился Израиль в пустыне . То же относится и к каждому верующему в его земных странствиях" (Щедровицкий)

    Возглавил отряд Осия из колена Ефрема (сына ). До этого он уже проявил себя как военачальник в и как помощник Моисея (вдвоем они поднимались на гору Синай для получения ), а сейчас Моисей дал ему особое благословение, изменив его имя с Осия на Иисус Навин (Навин = cын Нава, или Нуна):

    "Ошеа, Гошва или Осия означает "освобождение / спасение" . К этому термину Моисей присоединяет имя Иеговы, "Иаг" , предуказывая в Иисусе Навине Божие орудие для спасения Израиля . Имя Иагошеа ("Господь спасает") произносится также как Иешуа. Наше чтение Иисус взято из греческого перевода. По разуму св. отцов и учителей Церкви, преемник Моисея, введший Израиль в землю обетования, былпрообразом Иисуса Христа , отверзшего верующим в Него врата Царства Небесного" (Лопухин. Толковая Библия).

    В латинской (а затем в католической и протестантской) традиции имя Иисуса Навина передаётся иначе, чем имя Иисуса Христа: Iosue (англ. Joshua - "Джошуа " ) вместо Iesus (англ. Jesus -"Джизус" ), в то время как в греческой (и русской) православной традиции оба имени произносятся как "Иисус " (поэтому к имени первого обычно прибавляется Навин или сын Навин, в то время как в западной традиции это излишне). (спасибо вики).

    Еврейская транскрипция Йехошу́а бин-Нун ; по-арабски Йуша бин Нун. Знатокам Стамбула имя Йуша может быть знакомо, и вот почему: "Гробница святого Юши (тур. Hazret-i Yuşa Türbesi) на вершине Холма Юши на азиатском берегу Босфора является местом паломничества турецких суфиев, полагающих, что Юша - это Иисус Навин. Вопрос о том, как могила пророка Юша оказалась в Бейкозе, остаётся открытым (любителям "Новой хронологии" на радость, ведь они полагают, что Голгофа находится именно там, а Иерусалим = Константинополь). Традиционное расположение гробницы Иисуса Навина - в Палестине .

    Но вернемся к развед.миссии израильтян: "И послал их Моисей высмотреть землю Ханаанскую и сказал им: пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору, и осмотрите землю, какова она, и народ живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен? и какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? и каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях? и какова земля, тучна ли она или тоща? есть ли на ней дерева или нет? будьте смелы, и возьмите от плодов земли. Было же это ко времени созревания винограда." (Числ.13:18-21).

    Через сорок дней разведчики вернулись, осмотрев южные земли Ханаана в районе Хеврона, где

    "срезали виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое" - этот сюжет с гигантской виноградной кистью впоследствии пользовался популярностью у живописцев:

    Никола Пуссен, "Осень. Дары земли обетованной"

    Результаты разведки привели к замешательству израильтян, а призванные вдохновить народ разведчики начали сеять панику: "Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед , и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие... Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее . А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас ." (Числ.13:28-34 ).

    Иными словами, народ встретился с новым искушением - страхом перед неизвестностью и активными действиями. Иисус Навин пытался призвать сородичей к безоговорочному доверию Богу (которое одно только и может прогнать страх): "если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее - эту землю, в которой течет молоко и мед; только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь ; не бойтесь их" (Числ.14:8-9).

    Народ упорствует, звучат призывы восстать против Моисея, Аарона и Иисуса, вернуться в Египет - после чего Бог уже во второй раз (после ) грозит уничтожить маловеров, чтобы произвести новый избранный народ от Моисея: "доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?" , и снова Моисей в молитве просит сохранить израильтян, несмотря на их угрозы побить его камнями: "Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе".

    Молитва Моисея услышана: "прощаю по слову твоему; но жив Я, и славы Господней полна вся земля: все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, искушали Меня уже десять раз , и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их ; все, раздражавшие Меня, не увидят ее". В Землю Обетованную, к которой подошли так близко, не войдет никто из поколения вышедших из Египта, за исключением тех, кто младше 20 лет, а также оставшихся верными Иисуса Навина и Халева (также участника разведки из колена Иудина). Разведчики, распространявшие демотивационные речи в народе, "умерли, быв поражены Господом".

    Поскольку народ Израиля оказался не готов, морально и духовно, освободиться от психологии рабства, взять за себя ответственность и сражаться за свое будущее, уповая на Бога, своего Избавителя - Бог назначает срок, за который народ должен будет обрести эту зрелость и веру: "По числу сорока дней , в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною." (Числ.14:20-34). Число сорок символически означало "срок, достаточный для совершения чего-либо"; фактически странствования продлились еще 38 лет, но вместе с предшествующим периодом от начала Исхода - как раз сорок лет.

    Еще один интересный комментарий: "Эту ночь великого ропота и противления, ночь с 8 на 9 число месяца Ав (соответствует июлю-августу), Бог назначил для поста и плача всем поколениям сынов Израиля, вплоть до окончательного избавления в конце времен. В эту ночь при каждом последующем отступлении народа возобновлялся также и прежний гнев Божий и свершались новые кары: именно в ночь на 9 Ава был разрушен вавилонянами первый Храм (586 г. до н.э.), а римлянами - второй Храм (70 г. н.э.). За разрушением Храма всякий раз следовало лишение народа государственности и изгнание из Святой земли." (Щедровицкий)

    Упомянутые десять раз, когда народ роптал против Господа : 1) при Чермном море; 2) в Мерре (где была горькая вода); 3) в пустыне Син (где жаловались на голод, перед явлением манны и перепелов); 4) при несоблюдении закона о неоставлении манны до утра; 5) при несоблюдении закона о несобирании манны в субботу; 6) в Рефидиме (где жаловались на жажду, и Моисей извлек воду из скалы); 7) при Синае (золотой телец); 8) в Тавере (где ропот был наказан пожаром в стане); 9) в Киброт-Гаттааве (где пали евшие перепелов); 10) в Кадес-Варни (откуда были посланы разведчики).

    Поскольку с первого раза евреи категорически не понимали волю Господа, они решились на военную вылазку в сторону Ханаана вопреки прямому указанию Господа и предупреждению Моисея, и без благословения в виде Ковчега завета (который всегда должен был сопутствовать израильтянам); были разбиты войсками амаликитян и ханаанеев и вернулись с поражением.

    Восстание Корея и расцветший жезл Аарона

    Новая волна политической борьбы возмущения в народе и оспаривания духовной власти Моисея и первосвященнической - Аарона началась с восстанием левита Корея, которого поддержали также "и Дафан и Авирон... сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди них Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? " (Числ.16:1-3 ).

    "«Все общество, все святы» … Весьма интересно, что подобными методами пропаганды из века в век пользуются тоталитарные властители: они без устали повторяют, что якобы народ в целом «безгрешен», «всегда прав» или «угоден Богу». Все это им «дает основание» попирать нравственные заповеди - «во имя народа». То же относится ко всякого рода лжеучителям, внушающим своим приверженцам уверенность в их особой избранности и святости…" (Щедровицкий)

    И снова по молитве Моисея и Аарона Бог не поражает весь народ, но подчеркнуто сверхъестественная кара постигает зачинщиков: Корей, Дафан и Авирон проваливаются под землю, а их сподвижников поглощает огонь из кадильниц, которые они воскурили, посягнув на право, данное только священническому роду Аарона.


    Чтобы еще раз наглядно показать, что Богу угодно видеть своими священниками только Аарона и его потомков, был поставлен "божественный эксперимент": в скинии перед Ковчегом завета возложено по жезлу (сухому деревянному посоху) от каждого колена, а жезл Аарона представлял левитов. На следующий день жезл Аарона"расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали ", и впоследствии, как явственное свидетельство богоизбранности рода Аарона, хранился в Ковчеге завета вместе с другими святынями.

    Образ "неоплодотворенного плодоношения" жезла Аарона в Средние века сделал миндаль символом девственной чистоты. Интересно (и для меня довольно неожиданно!) христианское толкование этого образа: чудесно процветший Ааронов жезл считается символом Богородицы и часто встречается в иконографии и гимнографии, являясь атрибутом как Аарона, так и Иосифа Обручника (по св. Иерониму, Иосиф был избран в мужья для Марии по аналогичному жребию - его жезл, оставленный в Храме, расцвел).

    Расцветший жезл Аарона как прообраз Пресвятой Богородицы:


    • рождение Девы Марии от безплодных родителей (в католической традиции - через непорочное зачатие): «произрастение сухого жезла указало Израилю предъизбрание священника; и ныне преславное рождество Девы от безплодной чудно являет светлое достоинство родивших». «Из корене прозябшая Давидова и Иессеова, Анна ныне растити начинает Божественный жезл, прозябший Таинственный Цвет - Христа, всех Зиждителя» .

    • рождение от Девы Марии Господа через непорочное зачатие от Св. Духа:«прозябе жезл иногда Ааронов, прообразующий Чистое Божественное Рождество, яко безсеменно зачнеши и нетленна пребудеши, и по рождестве девствующи явишися, Младенца питающи всех Бога» (Канон в честь введения во Храм Пресвятой Богородицы)

    • непорочность самой Богородицы: «тайный жезл, цвет неувядаемый процветший» , «цвет нетления», «неувядаемый цвет», «отрасли неувядаемые розга (ветвь)».

    Жезл Аарона - лишь один из ветхозаветных прообразов Богородицы . Пример отражения в иконографии: икона"Богоматерь с пророками" : вокруг Марии мы видим Моисея, Исайя, Иакова и Аарона с расцветшим жезлом в руке.
    И еще:"Расцветший жезл - мертвое дерево, вновь обретающее жизнь, - может рассматриваться как центральный символ всей Библии. Ибо это - знак воскресения из мертвых и Мессии, и народа Божьего, и, наконец, души каждого человека. Аарон - прообраз Христа, «Первосвященника вовек» . Именно его жезл и расцвел, что ознаменовало будущее воскресение Мессии." (Щедровицкий)

    Грех Моисея и Аарона

    Среди испытаний, пережитых в районе Кадеса, маловерие коснулось и самих Моисея и Аарона, когда народ снова охватило волнение по поводу нехватки воды.

    "И сказал Господь Моисею, говоря: возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду : и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды , и потекло много воды, и пило общество и скот его.

    И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему ." (Чис.20:7-12)


    Мне вначале было совсем не очевидно, чем именно здесь так сильно провинился Моисей, а тем более Аарон; ниже комментарии, раскрывающие эту тему; кроме того, нужно вспомнить особую духовную связь между этими братьями-пророками, начавшуюся с Исходом, когда Аарон был "устами" Моисея.

    "Теперь Моисей получает повеление «сказать» скале - в отличие от похожего события в Рефидиме, когда он должен был «ударить в скалу» (Исх.17:6). Источающая воду скала - образ «каменного сердца», которое под воздействием Духа становится источником «воды живой». ...Однако Моисей, измученный многолетним противлением отцов (т.е. поколения Исхода), не удержался от того, чтобы излить гнев на их сыновей (нового поколения, выросшего за 40 лет в пустыне). В данном случае - гнев собственный, а не Божий. Это - единственный случай, когда Моисей обратился к народу со своими, а не Господними, словами." (Щедровицкий)


    "Рассматриваемое с точки зрения проявления Божественного Правосудия, осуждение на смерть старца Моисея и Аарона может быть рассматриваемо в то же время и с точки зрения божественного милосердия: влияние смертного начала - плоти стало уже брать в Моисее перевес над его несокрушимым прежде духом. Дальнейшее пребывание устаревшего вождя с молодым, полным сил и необузданной энергии, израильским народом могло бы оказаться и не по силам для законодателя, и не в прежней мере благотворным для народа. То же нужно сказать и об Аароне..." (Лопухин. Толковая Библия).

    В то время (уже на исходе 40-летнего странствия по пустыне) израильтяне приблизились к границам царства Едомского (Едом, или Эдом, к югу от Ханаана и Мертвого моря, где жили идумеи - потомки , сына Авраама и брата Иакова) и попросили у местного царя разрешения пройти по его территории, но он не пропустил их. Можно провести параллель с историей прародителей израильтян и идумеев; подобным образом Иаков, возвращаясь в Ханаан с обретенной на чужбине семьей и стадами, приветствовал своего брата Исава. Идумеи могли бы помочь израильтянам или даже воссоединиться с ними, но не сделали этого; тем не менее, они остаются братским народом, с которым не благословляется война, и израильтяне идут в обход, вдоль юго-восточных границ Едома.

    В этих краях Аарон посвящает в первосвященники своего сына Елиазара и принимает свою смерть на горе Ор - по слову Господа, так и не увидев земли обетованной. Мариам, сестра Моисея и Аарона, умирает еще раньше, в Кадесе.

    Гора Ор находится на территории современной Иордании:




    (Фото: romti.livejournal.com/1644084.html)

    В Исламе Аарон почитается как пророк, была дочерью священника Матфана).

    По слову ап. Павла, Аарон как первосвященник - предшественник Иисуса Христа ; но священство Аарона, основанное на законе - преходяще, ему на смену идёт Иисус Христос - священник "по чину Мелхиседека" (Евр. 7).
    ***

    Медный змей

    У границы царства Едомского хананеи из города Арада выступили против израильтян. Но израильтяне побеждают их по молитве Господу и предают их города "заклятию " (объявленное "заклятым" подлежало уничтожению и не могло быть добычей; впрочем, согласно Щедровицкому , под заклятием подразумевалось не уничтожение народа, а изгнание с захваченной территории).

    Вскоре поднимается очередная волна малодушия: "и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища (т.е. манна небесная!)". Как постоянно подчеркивается в ветхозаветных текстах,восстание против воли Бога всегда приводит к трагическим событиям : на этот раз на стан нападают огненные змеи (евр. "ха нахашим ха серафим" - название может указывать на смертельное воспаление от укусов).

    Это приводит к покаянию : "И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив." (Чис.21:5-8 )

    У многих народов, включая израильтян, змей был символом темных демонических сил (в частности, искусивший Еву ). Египтяне изображали поверженного змея в знак победы над ним Солнца. Возможно, медный змей, пригвожденный к знамени, был понятным для народа знаком победы над змеями. Впоследствии медный змей, евр. "Нехуштан" , стал одним из символов израильских блужданий по пустыне и спасительного действия Бога . Он хранился в скинии, а после в построенном вместо нее Храме. В какой-то период израильтяне начали поклоняться ему, как идолу, и при царе Езекии он был уничтожен.

    В Новом Завете Христос сравнивает Свой крест с медным змеем, вознесенным в пустыне, подобно знамени спасения: "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 3,14). Таким образом, Медный змей - это прообраз Иисуса Христа , принявшего на Себя грехи человечества; укусы змеев представляют раны, которые наносит грех, а исцеление возможно только по вере, при обращении ко Кресту Христову - как получали исцеление израильтяне, глядя на медного змея.


    Федор (Фиделио) Бруни. Медный змий, окончательный эскиз одноименной картины (1839).

    Весь сорокалетний период странствования Израиля по пустыне можно разделить следующим образом:


    • от Египта до Синая - 2 месяца

    • у горы Синай - чуть больше года

    • странствование по пустыне от Синая до степей Моавитских - 38 лет,

    • в степях Моавитских в преддверии Земли обетованной - около 10 месяцев.

    Перечисление мест, где останавливались израильтяне (те, что определены на карте, отмечу курсивом ):

    • Станы в Египте : город Раамсес - исходный пункт; Сокхоф , в дне пути от Раамсеса; Ефам , близ крепости того же имени; Пигахироф, пред Ваал-Цефоном и Мигдолом, близ Чермного моря.

    • Станы по пути к Синаю : Мерра (где была "горькая вода"); Елим; стан у Чермного моря; стан впустыне Син ; Дофка у египетских рудников; Алуш; Рефидим (где случилась битва с амоликитянами); на равнине Эр-Раха у горы Хорив / Синай .

    • Станы по пути от Синая к земле обетованной : Киброт-Гаттаава ("гробы похотения" - где погибли объевшиеся перепелов); Асироф ; Кадес (в пустыне Фаран).


    Осев в северной части пустыни Фаран в оазисе Кадеш (греч. Кадес), израильтяне, вопреки воле Моисея, предпринимают военную вылазку в сторону Негева (южн. Палестина), но встречают сопротивление хананеев. После этого они возвращаются в пустыню к заливу Элат и оттуда, минуя Едом, направляются в Заиорданье, на равнины Моава.


    • Станы во время 38-летнего странствования по пустыне : Фимна; Риммон-Фарец; Ливна; Рисса; Кегелаф; на горе Шафер; Харада; Макелоф; Тахаф; Тарах; Мифка; Хашмона; Мосероф; Бене-Яакан; Хор-Агидгад; Иотвафа; Аврона; Ецион-Гавер ; Кадес

    • Последние станы от Кадеса : у горы Ор, у пределов земли Эдомской; Салмон; Пунон ; Овоф;Ийм-Аварим , на пределах Моава; Дивон-Гад ; Алмон-Давлафаим; на горах Аваримских , пред г.Нево ; на равнинах моавитских , у Иордана, против Иерихона.

    ***Продолжение следует...

    This entry was originally posted at

    После смерти патриарха Иосифа положение евреев резко изменилось. Новый царь, который не знал Иосифа, стал опасаться, что евреи, став многочисленным и сильным народом, в случае войны перейдут на сторону неприятеля. Он поставил над ними начальников, чтобы изнуряли их тяжкими работами. Фараон приказал также умерщвлять новорожденных израильских мальчиков. Под угрозой оказалось само существование избранного народа . Однако Промысл Божий не попустил осуществить этот план. Бог спас от гибели и будущего вождя народа — Моисея . Этот величайший ветхозаветный пророк происходил из колена Левия. Родителями его были Амрам и Иохаведа (Исх 6, 20). Будущий пророк был моложе своего брата Аарона и сестры Мариам. Младенец появился на свет, когда был в силе приказ фараона топить в Ниле новорожденных еврейских мальчиков. Мать три месяца таила свое дитя, но затем была вынуждена спрятать его в корзине в тростнике на берегу реки. Его увидела дочь фараона и взяла к себе в дом . Наблюдавшая издали сестра Моисея предложила привести кормилицу. По Божиему смотрению устроилось так, что кормилицей ему стала его родная мать, воспитывавшая его в своем доме . Когда мальчик подрос, мать привела его к дочери фараона. Живя в царском дворце в качестве приемного сына, Моисей был научен всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах (Деян 7, 22).

    Когда ему исполнилось сорок лет , он вышел к своим братьям. Увидев, что египтянин бьет еврея, он, защищая собрата, убил египтянина. Опасаясь преследования, Моисей бежал в Мадиамскую землю и был принят в доме местного жреца Рагуила (он же — Иофор), который выдал за Моисея свою дочь Сепфору.

    В Мадиамской стране Моисей прожил сорок лет . За эти десятилетия он обрел ту внутреннюю зрелость, которая сделала его способным совершить великий подвиг — с помощью Божией освободить народ от рабства . Это событие воспринималось ветхозаветными людьми как центральное в истории народа. В Священном Писании оно упоминается более шестидесяти раз. В память об этом событии установлен главный ветхозаветный праздник — Пасха . Исход имеет духовно-прообразовательное значение. Египетский плен является ветхозаветным символом рабского подчинения человечества диаволу до искупительного подвига Иисуса Христа. Исход из Египта знаменует духовное освобождение через новозаветное Таинство крещения .

    Исходу предшествовало одно из самых важных за всю историю избранного народа богоявлений . Моисей пас овец своего тестя в пустыне. Он дошел до горы Хорив и увидел, что терновый куст охвачен пламенем, но не сгорает . Моисей стал приближаться к нему. Но Бог воззвал к нему из среды куста: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх 3, 5-6).

    Внешняя сторона видения — горящий, но не сгорающий терновный куст — изображал бедственное положение евреев в Египте . Огонь, как сила истребляющая, указывал на тяжесть страданий. Как куст горел и не сгорал, так и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в горниле бедствий. Это является прообразом Боговоплощения. Святая Церковь усвоила символ Неопалимой Купины Божией Матери . Чудо заключается и в том, что этот терновый куст, в котором Господь явился Моисею, сохранился до наших дней. Он находится в ограде синайского монастыря Святой великомученицы Екатерины.

    Явившийся Моисею Господь сказал, что вопль страдающих от египтян сынов Израиля дошел до Него .

    Бог посылает Моисея совершить великую миссию: выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх 3, 10). Моисей смиренно говорит о своей немощи. На эту нерешительность Бог отвечает ясными и полными всепобеждающей силы словами: Я буду с тобою (Исх 3, 12). Моисей, принявший от Господа высокое послушание, спрашивает имя Пославшего. Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Исх 3, 14). Словом Сущий в синодальной Библии передается сокровенное имя Божие, начертанное в еврейском тексте четырьмя согласными (тетраграмма ): YHWH. Приведенное место показывает, что запрет произносить это сокровенное имя появился гораздо позже времени исхода (может быть, после вавилонского плена).

    Во время чтения вслух священных текстов в скинии, храме, а позже в синагогах произносилось вместо тетраграммы другое имя Божие — Адонаи . В славянском и русском текстах тетраграмма передается именем Господь . На библейском языке Сущий выражает личностное начало абсолютного самодостаточного бытия, от которого зависит существование всего тварного мира.

    Господь укрепил дух Моисея двумя чудесными действиями . Жезл превратился в змею, а рука Моисея, покрывшаяся проказой, была исцелена. Чудо с жезлом свидетельствовало, что Господь вручает Моисею власть вождя народа. Внезапное поражение руки Моисея проказой и исцеление ее означало, что Бог наделил избранника Своего силою чудотворений для исполнения своей миссии.

    Моисей сказал, что он косноязычен. Господь укрепил его: Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить (Исх 4, 12). Бог дает будущему вождю в качестве помощника его старшего брата Аарона .

    Придя к фараону, Моисей и Аарон от лица Господа потребовали отпустить народ в пустыню для совершения праздника. Фараон был язычником. Он заявил, что не знает Господа и народ Израилев не отпустит. Фараон ожесточился на народ еврейский. Евреи выполняли в это время тяжелые работы — изготовляли кирпичи. Фараон приказал утяжелить их труд. Бог вновь посылает Моисея и Аарона объявить Свою волю фараону. При этом Господь повелел совершить знамения и чудеса.

    Аарон бросил жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. Мудрецы и чародеи царя и волхвы египетские сделали то же своими чарами: бросили свои жезлы, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы .

    На другой день Господь повелел Моисею и Аарону сотворить еще одно чудо. Когда фараон шел к реке, Аарон ударил жезлом перед лицом царя по воде и вода превратилась в кровь . Кровью наполнились все водоемы в стране. У египтян Нил был одним из богов их пантеона. Происшедшее с водой должно было вразумить их и показать силу Бога Израилева. Но эта первая из десяти казней египетских лишь еще больше ожесточила сердце фараона.

    Вторая казнь совершилась семь дней спустя. Аарон простер руку свою на воды египетские; и вышли жабы и покрыли землю . Бедствие побудило фараона просить Моисея помолиться Господу, чтобы Он удалил всех жаб. Господь исполнил прошения Своего угодника. Жабы вымерли. Как только царь почувствовал облегчение, он вновь впал в ожесточение.

    Поэтому последовала третья казнь . Аарон ударил жезлом в землю, и явились мошки и стали кусать людей и скот. В еврейском оригинале эти насекомые названы кинним , в греческом и славянском текстах — скнипы . По мнению иудейского философа I века Филона Александрийского и Оригена, это были москиты — обычный бич Египта периода наводнений. Но на этот раз вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской (Исх 8, 17). Волхвы не смогли повторить этого чуда. Они сказали царю: это перст Божий (Исх 8, 19). Но он не послушал их. Господь посылает Моисея к фараону сказать от лица Господа, чтобы отпустил народ. Если он не исполнит, то будут посланы на всю страну песьи мухи . Это была четвертая казнь . Орудием ее были мухи . Они названы песьими , видимо, потому, что обладали сильным укусом. Филон Александрийский пишет, что они отличались лютостью и неотвязчивостью. Четвертая казнь имеет две особенности. Во-первых, Господь творит чудо без посредничества Моисея и Аарона . Во-вторых, земля Гесем, в которой жили евреи, была освобождена от бедствия, с тем чтобы фараон ясно увидел абсолютную силу Божию . Наказание подействовало. Фараон обещал отпустить евреев в пустыню и принести жертву Господу Богу. Он просил помолиться о нем и не уходить далеко. По молитве Моисея Господь удалил всех песьих мух от фараона и людей. Фараон не отпустил евреев в пустыню.

    Последовала пятая казнь — моровая язва , которая поразила весь скот египетский. Еврейский же скот бедствие миновало. Эту казнь Бог также совершил непосредственно, а не через Моисея и Аарона. Упорство фараона осталось прежним.

    Шестая казнь была совершена Господом только через Моисея (при совершении первых трех посредником был Аарон). Моисей взял полную горсть пепла и бросил его к небу. Люди и скот покрылись нарывами . На этот раз Сам Господь ожесточил сердце фараона. Сделал это, по-видимому, для того, чтобы в дальнейшем открыть царю и всем египтянам Свою всепобеждающую силу. Бог говорит фараону: Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне (Исх 9, 18). Священный писатель отмечает, что те рабы фараона, которые убоялись слов Господа, поспешно собрали рабов своих и стада в дома. Град сопровождался громом, который можно объяснить как глас Божий с небес . В 77-м псалме сообщаются дополнительные подробности этой казни: виноград их побил градом и сикоморы их — льдом; скот их предал граду и стада их — молниям (47-48). Блаженный Феодорит поясняет: «Навел на них Господь град и гром , показывая тем, что Он есть Владыка всех стихий». Эту казнь Бог совершил через Моисея. Земля Гесем не пострадала. Это была седьмая казнь . Фараон покаялся: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь Господу: пусть перестанут громы Божии и град, и отпущу вас и не буду более удерживать (Исх 9, 27-28). Но раскаяние было недолгим. Вскоре фараон вновь впал в состояние ожесточения .

    Восьмая казнь была очень страшной. После того как Моисей простер над землей египетской жезл, Господь навел с востока ветер , продолжавшийся день и ночь. Напала саранча на всю землю Египетскую и поела всю траву и всю зелень на деревьях . Фараон вновь раскаивается, но, по-видимому, как и раньше, раскаяние его поверхностно. Господь ожесточает его сердце.

    Особенность девятой казни в том, что она была вызвана символическим действием Моисея, простершего руки к небу. На три дня установилась густая тьма . Наказав египтян тьмой, Бог показал ничтожество их идола Ра — бога солнца. Фараон опять уступил.

    Десятая казнь была самой страшной. Наступил месяц авив. Перед началом исхода Бог повелел совершить Пасху. Этот праздник стал главным в ветхозаветном священном календаре.

    Господь сказал Моисею и Аарону, чтобы каждая семья в десятый день авива (после вавилонского плена этот месяц стал называться нисан ) взяла одного агнца и содержала его отдельно до четырнадцатого дня этого месяца, а затем заколола. Когда агнец будет заколот, пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут его вкушать .

    В полночь на 15-е число авива Господь поразил в земле Египетской всех первенцев , а также все первородное домашнего скота. Первенцы евреев не пострадали. Поскольку косяки и перекладины их домов были помазаны кровью жертвенного агнца, Ангел, поражавший первенцев египетских , прошел мимо. Установленный в память этого события праздник получил название Пасха (евр. пэсах ; от глагола, означающего перескочить через что-то, пройти мимо ).

    Кровь агнца была прообразом искупительной Крови Спасителя, Кровью очищения и примирения . Опресноки (пресный хлеб), которые должны были вкушать евреи в пасхальные дни, имели также символическое значение: в Египте евреям грозила опасность заразиться языческим нечестием. Однако Бог вывел еврейский народ из страны порабощения, сделал народом духовно чистым, призванным к святости: И будете у Меня людьми святыми (Исх 22, 31). Он должен отринуть прежнюю закваску нравственной порчи и начать чистую жизнь . Пресный хлеб, который приготовляется быстро, символизировал ту быстроту , с которой вывел Господь Свой народ из страны порабощения.

    Пасхальная трапеза выражала общее единение участников ее с Богом и между собой . Символическое значение имело и то, что агнец приготовлялся целиком, с головой. Кость не должна была сокрушаться .

    Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Православная Богословская энциклопедия
  • Словарь библейских образов
  • Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  • Богословско-литургический словарь
  • Ааро́н – († 1445 до Р.Х.) первый ветхозаветный первосвященник, брат пророка Моисея, потомок Левия, сын Амрама и Иохаведы (; ) . Бог назначил Аарону говорить к народу вместо его косноязычного брата, Моисея. Аарон должен был стать «устами» Моисея () и его пророком () . Аарон был первым первосвященником и основателем единственного законного рода священнослужителей. Моисей получает от Бога повеление посвятить Аарона и его сыновей в священники. Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство () . Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение устанавливаются Самим Богом (). Священников Израиля называли «домом Аарона» () .

    В Новом Завете образ первосвященства Аарона раскрывается с двух сторон.

    Во-первых, говорится о первосвященстве Аарона как прообразе Первосвященства Иисуса Христа. Подобно Аарону, Иисус Христос не присвоил Себе служение первосвященника, но был призван Богом: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» () . Подобно Аарону, Иисус Христос должен был принести жертву за грехи для умилостивления: «Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи» () .

    Во-вторых, указывается на преимущество первосвященства Иисуса Христа, Который, Сам будучи совершенным Богом и совершенным человеком, единожды принес совершенную Жертву за грехи – Самого Себя. Как Сын Божий Он есть: «Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» () .

    В Новом Завете первосвященство Христа сравнивается с первосвященством Мелхиседека, которому отдается преимущество в сравнении с первосвященством Аарона.
    Мелхиседек («Царь правды») – царь и первосвященник Салима, отождествляемого в с Иерусалимом, вышедший с дарами навстречу Аврааму после его победы и благословивший его. Как священник Мелхиседек выше священников-левитов, ибо в лице своего прародителя Авраама сыны Левия почтительно склонились перед ним, получили его благословение и принесли ему дань. Он прообраз благодатного Первосвященства Иисуса Христа, превышающего ветхозаветное священство по чину Аарона. Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос есть Царь и Первосвященник () , Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос несравненно и выше Авраама или его потомков. Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос представляется без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни () .

    «Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как сие было не без клятвы, ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, то лучшего завета поручителем соделался Иисус» (К ) .

    К сожалению ваш браузер не поддреживает (либо работает с отключенной) технологией JavaScript, что не позволит вам использовать функции, которые критичны для правильной работы нашего сайта.

    Включите, пожалуйста, поддержку JavaScript если она была отключена или используйте современный браузер если ваш текущий браузер не поддерживает JavaScript.

    Глава 28.
    МОИСЕЙ И ААРОН

    Аарон умер и был погребен на горе Ор. Моисей, брат Аарона, и Елеазар, сын его, сопровождали прах его на место захоронения. На Моисея была возложена тяжелая обязанность снять со своего брата Аарона священнические одежды и одеть в них Елеазара, ибо Бог сказал, что тот будет преемником Аарона в его служении первосвященника. Моисей и Елеазар стали свидетелями смерти Аарона, и Моисей похоронил брата на горе. Эта сцена на горе Ор переносит нас мысленно к самым поразительным событиям в жизни Аарона.

    Аарон был человеком с приятным складом характера; Бог избрал его, чтобы он стоял вместе с Моисеем и говорил за него; короче, был устами Моисея. Бог мог бы избрать Аарона вождем, но Тот, Кто ведает сердцами и понимает человеческий характер, знал, что Аарон может быть уступчивым, что у него недостает нравственного мужества, чтобы вставать на защиту правды при любых обстоятельствах, невзирая на последствия. Желание Аарона всегда быть в хороших отношениях с народом иногда приводило его к совершению серьезных грехов. Он слишком часто уступал просьбам соотечественников и тем самым бесчестил Бога. Такое же отсутствие твердых принципов в руководстве семьей привело к гибели двух его сыновей. Аарон славился благочестием и полезным трудом, но он пренебрегал воспитанием членов своей семьи. Вместо того чтобы требовать от сыновей уважения и почтительного к себе отношения, он позволял им следовать их наклонностям. Он не воспитывал в детях самоотречение, но потакал их желаниям, и дети не были научены уважать и почитать родительский авторитет. Отец хорошо управлял своей семьей, пока был жив. Но даже после того, как его дети выросли и обзавелись своими семьями, он все равно должен был оставаться для них авторитетом. Сам Бог был монархом Своего народа и требовал от него послушания и почитания.

    Порядок и процветание в царстве зависели от доброго порядка в Церкви. А процветание, согласие и порядок в Церкви складывается из порядка и дисциплины в семьях. Бог наказывает за неверность родителей, которым Он поручил поддерживать принципы родительского управления, лежащие в основе церковной дисциплины и благосостояния общества. Один непослушный ребенок часто нарушал мир и согласие в Церкви и побуждал весь народ к ропоту и восстанию. Господь самым торжественным образом возложил на детей долг любить, уважать и почитать своих родителей. С другой стороны, Он требует от родителей, чтобы они усердно и непрестанно воспитывали своих детей, обучали их требованиям Закона Божьего и наставляли в учении и страхе Божьем. Эти повеления, которые Бог так торжественно дал евреям, в равной степени относятся и к родителям-христианам. Все, кто пренебрегает светом и наставлениями, данными Богом в Его Слове о воспитании детей и о том, чтобы заповедовать дому своему после себя творить волю Божью, должны будут дать страшный отчет. Преступная халатность Аарона, не внушившего своим сыновьям уважения и почтительного отношения к нему, привела к их смерти. Бог почтил Аарона тем, что избрал его и его потомков мужского пола в священники. Его сыновья исполняли святую службу. Надав и Авиуд ослушались повеления Бога приносить Ему только священный огонь в кадильницах, наполненных фимиамом. Бог запретил им под страхом смерти приносить Ему обычный огонь с фимиамом.

    Но случившееся стало следствием плохой дисциплины в семье. Поскольку эти сыновья Аарона не были научены уважать и почитать повеления своего отца, поскольку они не уважали родительский авторитет, они также не сознавали, насколько важно в точности исполнять все требования Бога. Когда они в очередной раз напились вина и находились под его возбуждающим воздействием, их ум затуманился и они перепутали святое с несвятым. Вопреки ясному указанию Бога они обесчестили Его тем, что принесли обычный огонь вместо священного. Бог излил на них Свой гнев; огонь вышел от лица Его и уничтожил их.

    Аарон терпеливо и со смиренной покорностью перенес это суровое наказание. Его душа изнывала от мук и скорбей. Он чувствовал угрызения совести из-за того, что пренебрегал своим долгом. Он являлся священником Бога Всевышнего, чтобы совершать очищение грехов народа, оставаясь также священником своего дома и семьи, однако склонен был смотреть сквозь пальцы на проделки своих сыновей. Аарон пренебрег своим долгом, повелевающим направить стопы сыновей к послушанию, самоотречению и благоговению перед родительским авторитетом. Из-за неуместной снисходительности к их проступкам он не воспитал в них глубокого уважения к вечному. Аарон не понимал, как этого не понимает и большинство родителей-христиан, что своей слепой любовью и поблажками во грехе он почти наверняка обрекает детей на гнев Божий, который рано или поздно приведет их к погибели. Поскольку Аарон не использовал свой родительский авторитет, правосудие Божье постигло его сыновей. Аарону надо было понять, что его излишне мягкие протесты, не подкрепленные твердой родительской рукой, и его неблагоразумная нежность по отношению к сыновьям были на самом деле проявлением крайней жестокости. Бог взял дело правосудия в Свои руки и истребил сыновей Аарона.

    После того как Бог повелел Моисею взойти на гору, прошло еще шесть дней, прежде чем он был принят в облако славы и предстал перед Самим Богом. Вся вершина горы пылала от славы Божьей. И даже несмотря на то, что слава Божья явилась перед глазами сынов Израилевых, неверие было настолько естественно для них, что они начали роптать и проявлять недовольство по поводу длительного отсутствия Моисея. В то время как слава Бога указывала на Его святое присутствие на горе, а предводитель иудеев находился в тесном общении с Богом, им надо было освящать себя серьезным исследованием своих сердец, смирением и благочестивым страхом. Бог оставил Аарона и Ора вместо Моисея. В его отсутствии люди должны были советоваться с этими назначенными Богом мужами.

    Вот здесь-то и проявились слабости Аарона как вождя или правителя Израиля. Народ буквально осаждал его, требуя, чтобы он сделал им богов, которые бы повели их обратно в Египет. Аарону представился случай продемонстрировать свою веру и непоколебимое доверие Богу и твердо и решительно воспротивиться требованию народа. Но его природная склонность сглаживать острые углы, угождать всем и уступать настойчивым просьбам, привели к тому, что он пожертвовал честью Бога. Аарон попросил иудеев принести ему свои украшения, из которых он собственноручно отлил для них золотого тельца и провозгласил перед народом: "Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской". И для этого бесчувственного истукана он сделал жертвенник, и объявил на следующий день праздник Господу. Казалось, с народа сняты все ограничения. Иудеи принесли всесожжения золотому тельцу, и легкомысленный дух овладел ими. Они занялись постыдным бесчинством и пьянством; они ели, пили и встали играть.

    А ведь прошло всего несколько недель с тех пор, как иудеи заключили торжественный завет с Богом, обещав слушаться Его гласа. Они внимали словам Закона Божьего, изреченным в страшном величии с горы Синай среди громов, молний и землетрясений. Они слушали слова из уст Самого Бога: "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог-ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" (Исх. 20:2-6).

    Аарону и его сыновьям была оказана высокая честь взойти на гору и видеть славу Божью. "И видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное" (Исх. 24:10).

    Бог поручил Надаву и Авиуду самую священную работу, почтив их самым чудным образом. Он дал им увидеть Свою неописуемую славу, чтобы братья на всю жизнь запомнили увиденное на горе и таким образом лучше подготовились совершать Ему служение. Они должны были воздавать Ему высшие почести и преклоняться перед Ним в присутствии всего народа, чтобы дать иудеям более ясное представление о Его характере и пробудить в них должное послушание и благоговение перед всеми Его требованиями.

    Перед тем как Моисей оставил свой народ и взошел на гору, он прочитал ему слова завета, который Бог заключил с ними, и иудеи единодушно ответили: "Все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны" (Исх. 24:7). Как должно быть, велик был и тяжек грех Аарона в глазах Бога!

    Когда Моисей получал Закон Божий на горе, Господь сообщил ему о грехе мятежного Израиля и попросил его отказаться от иудеев, чтобы Он смог их уничтожить. Но Моисей стал ходатайствовать перед Богом за народ. Хотя Моисей был кротчайшим человеком из всех когда-либо живших, тем не менее, когда дело коснулось интересов народа, над которым Бог поставил его вождем, он оставил свою природную застенчивость и с неподражаемой настойчивостью и чудесной смелостью стал умолять Бога за Израиль. Он не мог согласиться с тем, что Бог уничтожит еврейский народ, хотя Господь пообещал Моисею, что возвеличит его самого и произведет от него лучший народ, чем израильтяне.

    Моисей превозмог. Бог удовлетворил его искреннюю просьбу не уничтожать еврейский народ. Моисей взял скрижали завета, закон Десяти Заповедей и сошел с горы. Задолго до того, как он подошел к стану, до его слуха донеслись звуки буйного и пьяного веселья сынов Израилевых. Когда Моисей увидел их идолопоклонство и то, что они самым явным образом нарушили слова завета, то он крайне огорчился и вознегодовал на их низменное идолопоклонство. Моисею стало очень стыдно за соотечественников, он пришел в смущение, бросил на землю скрижали и разбил их. Поскольку иудеи нарушили свой завет с Богом, то Моисей, разбив скрижали, тем самым засвидетельствовал им, что и Бог разрывает Свой завет с ними. Скрижали с начертанным на них Законом Божьим были разбиты.

    Аарон, с его приятными манерами, очень мягко и учтиво попытался умиротворить Моисея, представляя дело так, будто народ и не совершал особо тяжкого греха, по поводу которого стоило сильно скорбеть. Моисей спросил у него в гневе: "Что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? Но Аарон сказал: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный. Они сказали мне: "сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось". И я сказал им: "у кого есть золото, снимите с себя". И отдали мне; я бросил его в огонь и вышел этот телец" (Исх. 32:21-24). Аарон хотел внушить Моисею, что благодаря какому-то великому чуду их украшения переплавились в подобие тельца. Он не сказал Моисею, как вместе с другими ремесленниками придал золоту этот образ.

    Аарон полагал, что Моисей слишком неуступчив по отношению к народу. Ему казалось, что если бы Моисей был иногда менее твердым, менее решительным, более охотно шел на компромиссы с народом и удовлетворял его желания, он бы не наживал себе столько бед и в стане израильском царили бы мир и согласие. Вот почему Аарон попытался проводить эту новую политику. Он следовал своему природному темпераменту, уступая требованиям людей, чтобы не возбуждать в них недовольство, сохранить их расположение и тем самым предотвратить восстание, показавшееся ему неизбежным, если он не будет потакать желаниям соплеменников. Но если бы Аарон непоколебимо стоял за Бога, если бы он встретил предложение иудеев сделать им богов, которые отвели бы их назад в Египет, с тем праведным негодованием и ужасом, которое оно заслуживало; если бы он напомнил иудеям о громах на Синае, где Бог в такой славе и в таком величии изрекал Свой закон; если бы он напомнил им об их торжественном завете с Богом, когда иудеи обещали исполнять все, что Он повелит им; если бы он сказал им, что ни в коем случае не уступит их просьбам, даже если они убьют его, то тем самым оказал бы на народ доброе влияние и предотвратил ужасное отступление. Но когда от Аарона потребовалось, чтобы он, в отсутствии Моисея, правильно использовал свой авторитет, когда ему надо было стоять твердо и непреклонно, как это делал Моисей, и не позволить народу уклониться на путь греха, он употребил свое влияние во зло людям. Аарон не смог, используя свое влияние, отстоять честь Бога в соблюдении Его святого закона. Напротив, он помог утвердиться злу и дал народу преступные указания, которые тот охотно исполнил.

    Когда Аарон сделал первый шаг в неверном направлении, ему передался тот же дух, что овладел людьми, и он, словно полководец, повел их за собой в тенеты греха, а народ на удивление послушно последовал всем его указаниям. Таким образом, Аарон решительно одобрил самые тяжкие грехи, поскольку это было много легче, чем стоять за правду. Когда Аарон уклонился от своего долга и позволил людям грешить, то в него, казалось, вселилась новая сила, решимость, пыл и ревность. Внезапно его робость куда-то исчезла. С ревностью, которую он никогда раньше не проявлял, защищая честь Бога против всякой неправды, Аарон схватил инструменты, чтобы отлить из золота образ тельца. Он приказал построить жертвенник и с уверенностью, достойной лучшего применения, объявил народу, что на следующий день будет праздник Господу. Трубачи подхватили слово из уст Аарона и протрубили по всему стану израильскому о намечающемся празднике.

    Спокойная уверенность Аарона в неверном деле создала ему в народе даже больший авторитет, чем имел Моисей, когда вел иудеев по правильному пути и усмирял их мятеж. Насколько же страшная духовная слепота постигла Аарона, если он начал принимать свет за тьму, а тьму за свет! Какой дерзостью с его стороны было объявить праздник Господу среди всеобщего идолопоклонства, когда люди молились золотому образу! Мы видим на этом примере, какую власть обретает сатана над умами, если они полностью не отдают себя под управление Духа Божьего. Сатана поднял свой стяг посреди стана израильского, и он был превознесен, как знамя Божье.

    Аарон сказал без тени стыда или смущения: "Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!" (Исх. 32:4). Под влиянием Аарона сыны Израилевы еще более углубились в грех идолопоклонства, чем первоначально намеревались. Теперь они совсем не переживали о том, что горящая слава, подобная пылающему огню на горе, могла поглотить их предводителя. Иудеи решили, что теперь у них есть полководец, который вполне их устраивает, и были готовы сделать все, что он предложит. Они приносили мирные жертвы своему золотому богу и предавались удовольствиям, буйному веселью и пьянству. Тогда иудеи сами для себя решили, что с ними в пустыне произошло так много неприятностей не из-за их неправоты, а потому, что у них был плохой предводитель. Он был не тем человеком, который им нужен, - слишком неуступчивым и все время твердившим об их грехах, предупреждавшим, обличавшим и угрожавшим им Божественным неодобрением. Теперь у них установился новый порядок, они вполне довольны Аароном и собой. О, если бы только Моисей был таким же милым и приятным, как его брат Аарон, думали евреи, какой мир и согласие воцарились бы тогда в стане израильском! Теперь им не было дела до того, сойдет ли когда-нибудь Моисей с горы или нет.

    Моисей же, увидев идолопоклонство Израиля, так вознегодовал на позорную забывчивость иудеев и их отречение от Бога, что бросил каменные скрижали и разбил их. Аарон кротко стоял рядом, перенося порицание Моисея с похвальным терпением. Народ был очарован прекраснодушием Аарона и возмущен грубостью Моисея. Но Бог смотрит совсем не так, как человек. Он не осудил пылкое негодование Моисея, ибо оно явилось его ответом на низменное отступление Израиля.

    Этот истинный полководец решительно встает на сторону Бога. Он только что находился перед лицом Господа и умолял Его отвратить гнев от Своего заблудшего народа. Теперь ему предстояло как Божьему служителю выполнить еще одно дело: восстановить поруганную Божью честь в глазах народа и убедить иудеев, что грех есть грех, а правда есть правда. Моисею теперь надо было противодействовать страшному влиянию Аарона. "И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, - ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек. Ибо Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение" (Исх. 32:26-29).

    Моисей определяет истинное посвящение как послушание Богу; это значит стоять за правду и быть готовым осуществить Божьи намерения, выполнять даже самые неприятные обязанности и тем самым показывать, что Божьи требования стоят несравнимо выше притязаний друзей или даже жизни близких родственников. Сыновья Левия посвятили себя Богу, чтобы исполнить Его правосудие над преступлением и грехом.

    Аарон и Моисей согрешили, не воздав Богу славу у вод Меривы. Они оба устали от постоянных жалоб и провокаций сынов Израилевых, и в то время, когда Бог должен был милостиво явить Свою славу народу, чтобы смягчить и покорить сердца иудеев и привести их к покаянию, Моисей и Аарон приписали себе способность отверзать скалу. "Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы известь для вас воду?" (Числ. 20:10). Им представилась золотая возможность освятить Господа посреди собрания и показать иудеям долготерпение Бога и Его нежное сострадание. Сыны Израилевы роптали на Моисея и Аарона, потому что нигде не могли найти воды. Моисей и Аарон восприняли этот ропот как тяжкое испытание и бесчестие для себя, забыв, что люди огорчали не их, а Бога. Они согрешали против Бога и бесчестили Его, а не тех, кого Бог назначил исполнителями Своих намерений. Они оскорбляли своего лучшего Друга; видя причины своих бедствий в действиях Моисея и Аарона, они роптали на Божье Провидение.

    Велик был грех Моисея и Аарона, этих благородных вождей. Их жизнь могла бы со славой продолжаться до самого конца. Они были возвеличены и прославлены; однако Бог не оправдывает грехи тех, кто занимает высокое положение, точно так же как Он не оправдывает грехи людей, занимающихся простым трудом. Многие христиане по исповеданию смотрят на людей, не обличающих грех и не осуждающих зло, как на благочестивых и настоящих христиан, а тех, кто смело выступает в защиту правды и не желает изменять своим принципам в угоду дьявольскому влиянию окружающих, они считают неблагочестивыми людьми, которым не хватает подлинно христианского духа.

    Люди, защищающие честь Бога и любой ценой сохраняющие чистоту истины, пройдут через такие же многочисленные испытания, как и наш Спаситель в пустыне искушения. В то же время люди уступчивого нрава, у кого не хватает мужества осуждать зло, кто скромно молчит в тот решающий момент, когда надо решительно выступить в защиту правды, невзирая на мощное давление со стороны окружающих, сумеют избежать многих неприятностей и затруднений, но одновременно они потеряют славную награду, а может быть, и собственную душу. Те, кто живет в согласии с Богом и через веру в Него получает силу сопротивляться злу и выступать в защиту правды, всегда будут попадать в суровые передряги и зачастую оставаться в совершенном одиночестве. Но они одержат драгоценную победу, если сделают Бога своим упованием. Его благодать станет их силой. Их духовное восприятие обострится, и у них появится нравственное мужество сопротивляться злому влиянию. Подобно Моисею, такие люди обретут незапятнанный характер.

    Мягкость и уступчивость Аарона и его стремление во всем угождать людям ослепили его, и он перестал видеть грехи современников и понимать чудовищность того преступления, которое сам же одобрил. То, что Аарон поддержал зло и грех в Израиле, стоило жизни трем тысячам иудеев. Как разительно отличается поведение Моисея! После того как он засвидетельствовал израильтянам, что с Богом нельзя шутить безнаказанно, и продемонстрировал справедливое негодование Бога на их грехи, дав страшное приказание убивать друзей или родственников, упорствовавших в своем отступлении; после того как было совершено правосудие, дабы отвратить гнев Бога безотносительно к родственным чувствам или симпатии к любимым друзьям, также продолжавшим упорствовать в своем восстании, - только после этого Моисей оказался готовым к другому делу. Он доказал, что является истинным другом Бога и защитником интересов народа.

    "На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего. И возвратился Моисей к Господу, и сказал: о, народ сей сделал великий грех; сделал себе золотого бога. Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей. Итак иди, веди народ сей, куда Я сказал тебе. Вот, Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их. И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон" (Исх. 32:30-35).

    Моисей умолял Бога за согрешивший Израиль. Он не пытался преуменьшить грех народа перед Богом и не оправдывал его. Он откровенно признал, что иудеи совершили великий грех, сделав себе золотых богов. Но затем он набирается храбрости. Его жизнь так тесно переплелась с интересами Израиля, что он смело обращается к Богу и умоляет Его простить его народ. Если грех израильтян настолько велик, что Бог не может простить их, и их имена должны быть изглажены из Его книги, то пусть Господь тогда изгладит и его, Моисея, имя. Когда Господь повторил Моисею Свое обетование, суть которого состояла в том, что Его Ангел пойдет перед ним, когда он будет вести народ в обетованную землю, Моисею стало ясно, что его просьба о помиловании услышана. Но Господь предупредил Моисея, что непременно накажет Свой народ за его тяжкий грех, поскольку и Моисей не мог удержаться от того, чтобы не наказать израильский народ за его беззакония. Но если с этого времени иудеи будут послушны, то Он изгладит их великий грех из Своей книги.


    Краткая форма имени Аарон. Арн, Эрн, Арни, Рон, Ронни.
    Синонимы имени Аарон. Арон, Эйрон, Эрон, Арон, Эррон, Аррон, Арроне, Ааро, Харун.
    Происхождение имени Аарон. Имя Аарон еврейское, иудейское, египетское.

    Имя Аарон упоминается в Ветхом завете, это имя носил брат Моисея – один из первых еврейских первосвященников. Происхождение библейского названия неопределенно, однако древнеегипетское происхождение может указывать на «aha rw», что означает «воин-лев». Или же это имя появилось из египетской мифологии, где Aaru (в русской транскрипции – Иару, Иалу) означал рай, поле Иалу, где праведники обретали вечную жизнь и блаженство после суда Осириса.

    Согласно другим различным теориям, название может быть получено из разных ивритских корней, что означает «высокая гора», «гора силы», «возвышенная» или «просвещенная». Также имя Аарон может сам быть вариантом имени Аран (Харан, Харран, Гаран). Это имя было у старшего брат Авраама в книге Бытия, отец праведного Лота.

    Данное имя использовалось евреями и ранними христианами, а затем стало исключительно еврейским в средние века. Имя Аарон стало популярным в конце 20-го века. В США имя Аарон появилось с начала 21 века, занимало 41-46 позиции. В Англии к началу 21 века достигло 30 позиции, в рейтинге имён появилось в 1985 году, в настоящее время находится в 100-рейтинга среди мужских имён. Самая высокая строчка рейтинга у имени Аарон – 28 место в США в 1994 году, когда имя достигло 28-й строчки. Также «Аарон» является еврейской фамилией.

    Имя Аарон также может звучать несколько иначе. В Англии встречаются варианты произношения - Эйрон, Эрон, Арон, Эррон, Аррон, в Италии – Арроне, у финнов – Ааро, но наиболее часто употребляются – Арон и Аарон. На арабском языке имя звучит как Харун.

    Существует версия, что имя Арина – это женская форма имени Аарон.

    Обладатель имени Аарон – мужественный мужчина, который может быть несколько резок и суров в речах, показывать властное отношение, но это всё скрывает его довольно чувствительный характер. Ему требуется физическая активность, любое движение, мобильность и изменения являются неотъемлемой частью его жизни.

    Он склонен к размышлениям и довольно уравновешенный мужчина. Хорошо себя организовывает и самостоятельно себя дисциплинирует, не ожидая влияния со стороны, но в целом Аарон, в большей степени, интроверт. Рисковать его побуждают чувства, лежащие глубоко внутри, и, чтобы не иметь с ними отношения, не чувствовать обиду и желание взорваться, ему приходится себя контролировать везде и во всём. Но он может взорваться, когда вы меньше всего этого ожидаете. Его гнев подобен молнии, внезапной и шокирующей, но недолгой.

    Точно такое же поведение можно наблюдать и за его финансовой деятельностью. Аарон известен тем, что трясется за каждый процент, терпеливо наблюдая за ростом своего банковского счета, а затем внезапно идёт на щедрые траты, совершенно не скупясь и не рассчитывая получаемый убыток. В компании он может быть чрезвычайно разговорчив, когда субъект его интересует, или же почти абсолютным молчуном, если всё наоборот.

    Аарон - человек со страстью, он либо горько возмущается, либо сильно обожает. Если одна из этих двух страстей не может быть проявлена, он обычно игнорирует с ледяной холодностью происходящее. Родителям такого мальчика жизнь может показаться довольно не лёгкой, поэтому им стоит направить деятельность молодого человека на максимум физической активности, которая будет направлять его избыточную энергию. Общение, как правило, не является его наибольшей силой, поэтому поощряйте его к разговору. Аарон выиграет от обучения, если научить его делиться, он может быть довольно жадным и ревнивым со своими братьями и сестрами. Научите его рано управлять своими карманными деньгами, и это заставит его расти в собственных глазах.

    Обладатель имени Аарон любит власть, деньги, любовь и имущество, а также путешествия, приключения и завоевания. Он не самый изысканный из джентльменов, он чаще не понимает женщин, их логику и последовательность, и он ненавидит осложнения. Чаще Аарон хочет быть господином и требует, чтобы им восхищались и даже почитали. Свобода важна для него, но вот если речь идет о его партнере, он не настолько либерален.

    Если он будет хозяином своей жизни, то захочет подняться в верхние эшелоны и достигнет власти. Работать с большими масштабами, как в материальном, так и социальном отношении - не исключение для него. Его, скорее всего, привлекают профессии, которые позволяют ему проявлять какую-то власть (политическая карьера, правоохранительные органы, военное дело), связанные со сферой бизнеса (финансы, менеджмент, банковское дело, бухгалтерский учет, экономика). Возможно, что его работа будет в большой национальной или международной фирме, связанной с изменениями, инновациями, путешествиями.

    Именины Аарона

    Известные люди с именем Аарон

    • Аарон II (правитель Хазарского каганата в 900-930-е годы)
    • Аарон Ванандеци ((IX/X/XI век) армянский писатель-историк, автор «Истории Креста Нины»)
    • Аарон Старший га-Рофе бен Йосеф ((1260-1320) караимский учёный, путешественник, писатель и поэт. Также религиозный философ, практик богословия, законовед и врач.)
    • Аарон Кацир (Качальский) ((1914-1972) израильский учёный, физико-химик и биолог, лауреат Премии Израиля в области биологии за 1961 год)
    • Аарон Фанк, более известный как Venetian Snares ((род.1975) канадский электронный музыкант (жанр – брейккор))
    • Аарон Теренс Даунс ((род.1985) австралийский футболист)
    • Аарон Стэтон ((род.1980) американский актёр)
    • Сэр Аарон Клуг OМ ((род.1926) английский и южноафриканский биохимик. Лауреат Нобелевской премии по химии 1982 года.)
    • Аарон Гейт ((род.1990) новозеландский трековый и шоссейный велогонщик, был призёром Летних Олимпийских игр 2012 года)
    • Аарон Цви Пропес ((1904-1978) израильский общественный и культурный деятель)
    • Аарон Спеллинг ((1923-2006) американский продюсер и режиссёр, под его руководством было создано более семидесяти телесериалов, ста сорока фильмов и театральных спектаклей. Обладатель двух рекордов Гиннесса - как «самый результативный продюсер всех времён и народов» и как «обладатель самого большого дома в мире» - в нём 123 комнаты, а его площадь 3390 м².)
    • Аарон Директор((1901-2004) американский экономист)
    • Аарон Тейлор-Джонсон ((род.1990) английский актёр)
    • Аарон Пол Стертевант ((род.1979) американский актёр, стал трижды лауреатом премии «Эмми»)
    • Элвис Арон Пресли ((1935-1977) американский певец и актёр, американский «король рок-н-ролла». Соединил кантри и блюз, создав новое направление - рокабилли. Достиг мировой популярности не только на песенном поприще, но и в киноиндустрии. Снялся в 31 фильме, а два десятка его саундтреков, по большей своей части, оценивается критиками как крайне слабые. Активно занимался концертной деятельностью, вернул страсть к выступлениям. Элвис Пресли обладатель трёх «Грэмми», один из первых музыкантов, в 1986 году, был включён в «Зал славы рок-н-ролла». Его творчество продолжает пользоваться спросом и по сей день – продаются новейшие издания его записей.)
    • Аарон Кауфман ((род.1982) американский автостроитель, конструктор уникальных автомобилей. Работал механиком в Gas Monkey Garage. TV-персона американского телевидения.)